Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Преображение Господа нашего Иисуса Христа

Преображение Господа нашего Иисуса Христа 19.08.2013 Сегодня Святая Церковь празднует двунадесятый праздник Преображение Господа нашего Иисуса Христа.  Этот праздник посвящен воспоминанию одного из главных событий земной жизни Христа – Преображение Его на горе Фавор. Это событие описано у евангелистов  Матфея  (17.1-13), Марк (9.2-8), Луки (9, 28-36).

Преображение Господа было в феврале незадолго до страданий Спасителя, а не в августе. Святой Церковью Преображение Господне празднуется в августе, так как если бы его праздновали в феврале, то этот день приходился бы на дни Великого поста св. Четыредесятницы, что было бы несовместимо с великопостным служением и печальными днями поста и покаяния, изображающим собою многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня есть образ будущего века и торжества Божия.

14 сентября (27 сентября) празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается  воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней установили в этот день празднование  Преображения Господне.

Сам Иисус Христос ввиду приближающихся страданий и смерти, для укрепления Своих учеников в вере, благоволил явить им телесно и видимо всю Свою славу Божества, и через то показать им, что страдания и смерть Его будут вольные, и что Он есть Тот Самый Избавитель, Который был обещан через пророков. Для этого Он взял апостола Петра, Якова и Иоанна, возвел их на гору Фавор (Тавор), и сделал их свидетелями Своего Преображения.  По объяснению св. Иоанна Дамаскина «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство Его не ложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл  Ему это свидетельство. Он взял апостола Якова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением. Наконец взял Он апостола Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, дабы он узрев вечную славу Сына Божия возгремел эти слова: «В начале было Слово, и слово было к Богу, и слово было Бог» (Иоанна 1.1.)» Сообразно с этим и Святая Церковь прославляет в настоящем празднике события как собственно Богоявление, как доказательство, что Иисус Христос есть воистину Отчее сияние.

Св. Ефрем Сирин учит: «Господь явил своим апостолам, в славе своего Преображения «Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы когда Он будет взят и распят иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно за спасение мира».
Вместе с апостолами пред Преобразившемся Господом, предстали два величайших мужа Ветхого Завета – пророки Моисей и Илия, - «один по выражению св. Иоанна Златоуста умерший и другой еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей.  Своим  явлением на горе Фавор святые пророки свидетельствовали, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.

Так для чего же преобразился Христос? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущего из мертвых Воскресения, и славу святых человеков, по всеобщем воскресении мира. Для чего Господь показал своим ученикам небесную Свою славу, светлость Божества Своего настолько, насколько они могли вместить, не больше, потому что иначе, они не остались бы в живых, ибо как говорит Писание «Не может человек увидеть лица Моего и остаться живым» (Исход, 33.20).

Апостолы бывшие с Христом на горе Фавор  после видения славы Преображения Господа, находились в таком благодатном состоянии духа, что хотели навечно остаться там. В настоящее время гора Фавор – это каждый храм Господень, где за Божественной Литургией мы все получаем этот Божественный свет и благодать, но по своей греховности не всегда видим и чувствуем это. Потому и воспевает Святая Церковь  «Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущий, молитвами Богородицы Светодавче, слава Тебе».

Также в праздник Преображения Господня освящается виноград, колосья пшеницы и другие плоды. Обычай приносить плоды в надлежащее время, есть несомненно древний, и в Церкви православной является частью как продолжение подобного же обычая в Церкви ветхозаветной (Бытия, 4. 2,4, Исход, 29.23, Чис., 15.19,21, Втор. 14.22), частью как и апостольское установление (1 Кор.16.27). Предписания касательно этого обычая, изложены уже в третьем правиле Апостольском.

В первенствующей христианской Церкви, были приносимы верующими в храм всякие начатки (первые плоды) от земного благосостояния – хлеб разного вида и рода, вино, елей (масло), фимиам (ладан), воск, мед и тому подобное. Из всех этих приношений, к алтарю представлялись только хлеб, вино, фимиам и воск.. Эти приношения  были так многочисленны и разнообразны, что  употреблялись не только в храме, но и на поддержание всех нуждающихся, а ныне с вырождением духа древнего благочестия от обильных и разновидных приношений остались некоторые обломки.

По преданию Церкви в 4 веке  на месте Преображения Господня  святой равноапостольной царицей Еленой был выстроен храм в честь Преображения. В конце 11 века крестоносцы овладели Палестиной и завладели несколькими храмами и монастырями, и обратили их в католические. По завоеванию в 12 веке сарацинами фаворские святыни были разрушены. В 1849 году патриарх Иерусалимский Кирилл II начал хлопотать перед турецким правительством о дозволении построить храм на Фаворе. Разрешение последовало только в 1860 году. Храм был сооружен на развалинах древнегреческой церкви.  Ежегодно в ночь с 18 на 19 августа православными христианами совершается ночная служба, на которой  является чудо схождения Облака, которое иногда сопровождается круговыми молниями. Но эти слова лишь бледное подобие того чувства благодати, которое испытывают все кто был в этот благословенный час на горе Фавор.  И приходится это чудо по Юлианскому календарю, а не по Григорианскому (католическому), что является еще одним  подтверждением истинности Православия и   утверждает всех православных хранить сей древний календарь.



Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2016