Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Праздник   равноапостольного святого князя Владимира

Праздник равноапостольного святого князя Владимира

В день памяти равноапостольного князя Владимира Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей совершили Литургию в Киево-Печерской лавре, приуроченную к 1025 –летию Крещения Руси.

В Благовещенском Кафедральном Соборе города Сухум, была совершена и.о. управляющего Абхазской Православной Церкви иереем Виссарионом (Аплиаа) Божественная Литургия. Ему сослужил второй штатный священник иеромонах Давид (Гвазава).

Святой равноапостольный князь Владимир- Красное Солнышко – предопределил духовную судьбу огромной земли на века. Будучи справедливым правителем и рачительным хозяином, князь Володимир все же оставался ярым  язычником.  Но, по словам апостола Павла: «Где умножается грех, там преизобилует благодать». И вот пришло на князя посещение Всевышнего. Несмотря на то, что крещение облегчалось для молодого князя внешними обстоятельствами, можно не сомневаться, что все же это была Встреча с Творцом и полная перемена ума и жизни.  Князь Владимир был крещен в Херсонесе, граде «где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного».  И вот двинулся на Русь великокняжий поезд со святыми мощами, иконами, крестами под несмолчные священные песнопения и молебны. Крещение князя Владимира, его венчание с царевной Анной стало для   Русской земли не только духовным рассветом и пробуждением, но и признанием Руси не варварской страной, а великой  империей  для всего мира. 

Важным средством христианской проповеди на Руси стало огромное по своим масштабам повсеместное строительство храмов. Именно храмы и церкви представляли тогда, как и сейчас будущее Царство Небесное. И пусть сегодня в церквях мы видим лишь отблески будущего Царства Небесного, но как и древние наши предки мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы благоукрашать храмы, принося все лучшее что есть у нас к Престолу Господню.   И не только красивые и благолепные храмы, но и стройное и боголепное служение и пение. 

Сегодняшний праздник это не только воспоминание святого князя Владимира, но прежде всего, пример для всех православных христиан, и  особенно власть придержащих как жить, править и любить свою страну и народ. Слова киевских послов побывавших на богослужении в главном храме Православной империи Святой Софии - «Не знаем где мы были, на земле или на небе», подвигает и духовенство, «всех поющих и предстоящих» к боголепному истовому служению в церкви, а мирян к благоговейному поведению и прежде всего молчанию в храме.  

Слово св. святителя Иоанн Шанхайского  (Максимовича)

Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем. Мф 5, 19. Почему свят и наречен равноапостольным великий князь Владимир? Он обратился от языческой тьмы к свету Христову, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества. 
 
Он первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной и христианство проникает во все области народной и государственной жизни. 
 
Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером. 
 
Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине. 
 
Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение. 
 
Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон. 
 Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния. 
 
Из распутного он стал целомудренным, оставил многочисленных своих прежних жен и жил в честном супружестве с сочетавшейся с ним христианским браком царевной Анной. Из хищного завоевателя он становится миролюбивым правителем. Из корыстолюбивого собирателя дани он стал равнодушным к земным сокровищам, будучи всегда готов жертвовать ими для приобретения невещественных ценностей. Для дружины он был теперь не столько грозным предводителем, карающим малейшее ослушание, сколько мудрым начальником, понимающим душу своих подчиненных и ценящим своих сподвижников. 
 
Для всего народа, ему подвластного, он стал любящим отцом, заботящимся обо всех своих многочисленных чадах, каковыми являлись для него теперь его подданные, пекущимся об удовлетворении всех их нужд и потребностей. 

Особое внимание его привлекали теперь те, кто был беспомощен, — сироты, вдовы, калеки. О них особенно вспоминал князь Владимир во время празднеств и рассылал им возы с пищей и другими необходимыми вещами. 
Самые празднества были теперь не разгулом, а взаимным радостным братским общением. Во всех областях жизни проявлял себя христианином великий князь Владимир Красное Солнышко — и в жизни своей личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной. Познав истину, он служил ей от всего сердца, распространяя свет всюду, где мог. Он в себе самом являл олицетворение учения Христова, был во всем примером для подражания. Посему так быстро и глубоко Православие проникло во все стороны русской жизни. Князь увлекал всех своим личным подвигом. Он был победителем себя самого, через то властвовал над другими, проповедовал Христа своими деяниями, к какой бы области они ни относились. Он служил истинному Богу как отдельная личность, как глава семейства, как вождь, как судья, как правитель, как государь. Он был всегда тем же служителем Истине и Правде, стремясь, чтобы они царствовали всюду. 

Он глубоко осознал, что лишь елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала (Флп 4, 8) — должно быть основой жизни как отдельного человека, так и всего народа. Посему он не отделял одно от другого и то, что проявлял в личной жизни, осуществлял в государственных делах.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира
глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира
глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022