Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Тринадцать подписей под двойными стандартами

Тринадцать подписей под двойными стандартами

На днях 13 уважаемых общественных деятелей Абхазии обратились с петицией к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Они решили (цитируем) «поставить в известность Московскую Патриархию о глубинных исторических и ценностных  мотивах развернувшегося в последнее время движения по возрождению Абхазской церкви и цели, которую оно преследует». И в завершение попросить Патриарха поддержать «стремление православного народа к воссозданию автокефальной церкви в Абхазии и укреплении ее позиции в обществе».

Порывы  в высшей степени благие! Вот только, по меньшей мере, странно звучат в адрес Патриарха поучения светских людей о церковном устроении и православных духовных ценностях. А кроме того, уж если вести речь о баталиях, затеянных ныне некоторыми абхазскими церковнослужителями, то лучше это делать с объективных позиций, рассказывая правду и не поливая водой собственную мельницу.

А правда состоит в том, что два клирика Майкопской епархии Русской Православной Церкви, запрещенные своим епархиальным архиереем в священнослужении, продолжают служить в Новоафонском монастыре. И не желая подчиняться своим церковным «начальникам», но при этом оставив за собой все блага жизнедеятельности, решили найти альтернативу-перейти под начало Элладской Православной Церкви. И если бы просто перейти - прихватив с собой все присвоенное имущество Афонского монастыря (которое по закону принадлежит Абхазской Православной Церкви)  да сподобив на это чуть-ли не весь абхазский народ.

Для этого иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбар) сначала  односторонне объявили  о выходе из лона РЦП, что является церковно-правовым абсурдом, затем о прекращении общения со священнослужителями Абхазской Православной Церкви - фактически выходом из АПЦ и взяли курс на создание «нового церковного института». Вопросы вызывает активное участие в этом процессе иеродиакона Давида Сарсания (рукоположенного сравнительно недавно в Грузинской  Православной церкви и являющегося ее действующим клириком), он-то с чьего благословения строит новую церковь в Абхазии?

Как бы там ни было, начали-делают: организовали опрос населения, запустив опросный лист, составленный в лучших традициях советской эпохи.  
Этот опросный лист - просто научный шедевр Центра Стратегических исследований: преамбула «Русская и Грузинская Православные Церкви по-прежнему считают Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви. Ваш ответ позволит определить отношение общества к этому вопросу». Интересно,  а какая Поместная Церковь так не считает на сегодняшний день? Вопрос поставлен так, что ответ может быть лишь один: «Вы за независимую Абхазскую Православную Церковь (АПЦ) или за сохранение ее зависимости от Грузинской Православной Церкви?». А разве могло быть иначе! Какой абхаз сегодня на вопрос о зависимости от Грузии скажет «да»?!


Правда, людям забыли объяснить, что фактически независимая абхазская церковь существует! 15 сентября 2009 года 18-ю священнослужителями запротоколировано решение  о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии ГПЦ на территории Абхазии и объявлено о создании Пицундской и Сухумской Епархии АБХАЗСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - правопреемницы Абхазского Православного Католикосата, прекратившего свое существование в 1795 году. Была проведена государственная регистрация и подготовлено обращение ко всем Православным Поместным Церквям, 15 сентября отмечается как памятная дата Православной Церкви в Абхазии.
Более того, этот факт уважает и признает московский Патриарх. Чего не скажешь о греках и о турках. Ведь Греция и Турция, как страны Евросоюза, не признают даже само существование Абхазии.

Да, церковную независимость – автокефалию – еще предстоит оформить надлежащим образом. В связи с выходом нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», приходится заново перерегистрировать Абхазскую Православную Церковь в государственных органах.  Но этот процесс идет своим чередом. И дай Бог, чтобы он шел по правилам.

Кстати о правилах! О том, по каким законам должна жить Церковь, как определяется ее статус - решения были приняты давным-давно. В письме к патриарху Кириллу правильно отмечено: еще «в 325 году епископ Питиунта Стратофил участвовал в Первом Никейском Вселенском соборе». А значит, законы Церковной жизни были приняты, учитывая и его голос. Тем не менее, авторы петиции с уверенностью провозглашают: «очевидно, раскола нет и быть не может, поскольку нет единой Абхазской церкви со своим епископатом и другими необходимыми структурами, без чего полнота церковной жизни обеспечена быть не может. Клирики, несущие службу, рукоположены разными церквями и не все из них отвечают предъявляемым требованиям».

Да какое право имеют тринадцать светских людей указывать сегодня Патриарху Всея Руси, что такое «раскол»,  какими «структурами» обеспечивается «полнота церковной жизни»! О чем может идти разговор, если эти люди не знают,  какие в Абхазии служат священники и какие могут быть к ним от политиков, художников и просто атеистов предъявлены требования?  Вы, господа, и в церкви-то не бываете! Из  священников, служащих  в  Абхазской Православной Церкви выпускниками лучших русских православных учебных заведений  являются 8 иереев, 1 протоиерей, 3 игумена и 3 иеромонаха. Плюс двое тех, которые будучи клириками РПЦ умудрились стать еще и священниками Элладской Православной Церкви и с ними иеродьякон ГЦП. Эдакие «Фигаро» от церкви! Единственный отец Виссарион Аплиаа был рукоположен еще во времена вхождения Абхазии в состав Грузии. И, надо отметить, это единственный священнослужитель-абхаз, не оставивший свою паству во время войны, выстоявший в окопах со своим народом, возродивший церковную жизнь в Абхазии.

Авторы письма к Патриарху Кириллу не ошиблись: «священнодействие отдельных клириков подрывает саму основу православной веры». Только слова эти применимы к людям, которые готовы во имя собственных интересов, получения епископства жить по двойным стандартам, отказаться от своего священноначалия и соратников, перечеркнуть 20 лет церковного возрождения в стране - вот что действительно можно назвать расколом! И это признают сами подписанты петиции, замечая, «как православная церковь утрачивает свою духовную идентичность» в Абхазии. Ведь, как известно, слово идентичность происходит от позднелатинского identicus — тождественный, одинаковый.

Сегодня в Абхазии не только тринадцать человек, но практически каждый подпишется под словами, славящими двухтысячелетнюю историю христианства в родной стране, каждый гражданин готов ратовать за «укрепление позиций в обществе» православной Церкви, выступить  против «деструктивных процессов»… Но делать новую историю независимой Абхазии можно лишь неся людям правду, откинув в сторону личные амбиции и корыстные интересы! Нужно только заглянуть в собственную душу и прислушаться к совести – она лучше любых диспутов подскажет, как жить по заповедям Христовым!

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022