Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АБХАЗСКОЙ ЦЕРКВИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АБХАЗСКОЙ ЦЕРКВИ

В последнее время наше общество буквально взбаламучено идеями развития Абхазской Православной Церкви на современном историческом этапе, ее интеграцией в мировое Православие на правах Автокефалии, и поисками наиболее правильных путей развития. 

Наблюдаются две основные тенденции-одна, отрабатываемая на протяжении уже 20 лет- помощь в восстановлении нашей церковной жизни со стороны Русской Православной Церкви, и, достаточно новое веяние-поиск решения проблемы в Константинопольском Патриархате. РПЦ в лице Священноначалия Московского Патриархата, да и сам Патриарх Кирилл на протяжении всех этих лет оказывал всевозможную помощь развитию Церкви в Абхазии, перечислялись материальные средства, обучались студенты в Российских Духовных школах, рукополагались священники для служения в Абхазских храмах, у нас нет языкового барьера для общения с русскими, и в общем-то, церковная жизнь у нас налаживалась. 

Основная проблема, которая озвучена в нашем обществе, и стала, на сегодняшний день наиболее злободневной - рукоположение Абхазского епископа для осуществления полноты Церковной жизни у нас в стране. РПЦ предлагала свои способы решения данной проблемы - ведутся переговоры с Грузинской Патриархией. Здесь есть серьезные противоречия - на нашей земле пролита кровь, и, в свое время, священноначалие ГПЦ не смогло повести себя лучше, чем преподать благословение на ее пролитие, в связи с чем, естественно, Абхазский народ не может принимать теперь какое-либо участие от грузин в своей судьбе. Тем не менее, РПЦ признает канонические границы ГПЦ, понимая, при этом, всю сложность вопроса. Решение проблемы, очевидно, состоит в том, чтобы грузины поняли, что им Абхазия давно не принадлежит, и признать уже, наконец, каноническую независимость Абхазской Церкви от оной. Именно в этом направлении и работает Московская Патриархия в решении вопроса Абхазской Православной Церкви. Какие же перспективы предлагает нам Фанар (Константинопольский Патриархат)? Сейчас у нас пропагандируются идеи, что, мол, Константинопольский Патриарх главнее Русского, и даст нам Автокефалию, без разрешения грузин, у него есть на это права, и, он Сам решает подобные вопросы. 

В связи с этим, хотелось бы пояснить для нашего общества, совершенно беспристрастно, какие есть права у Константинопольской патриархии на современном историческом этапе, для этого обратимся к Истории и Фактам. 

Христианство в Малой Азии распространилось благодаря благовестническим трудам апостолов Андрея Первозванного, Павла, Филиппа, Иоанна Богослова и других. Однако собственно история Константинопольского Патриархата начинается с 330 года, когда на месте древнего селения Византии (Византиона) был основан город Константинополь. Поскольку этот город стал столицей Византийской империи, то значение Константинопольской кафедры постоянно возрастало, и со временем она стала первой по чести среди других Православных Церквей, хотя и уступала по древности некоторым из них. Константинопольскую кафедру занимали такие великие святители и вселенские учители, как святые Григорий Богослов (+389) и Иоанн Златоуст (+407), творения которых - это неисчерпаемый источник богословской мудрости и церковного учительства на все века. Каноническая территория — Турция (6 епархий, 10 монастырей и 30 духовных школ) и Греция. Юрисдикция Константинопольского Патриархата распространяется также на ряд епархий в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, в Австралии и Новой Зеландии, а также на Святую Гору Афон. К юрисдикции Константинополя относится Финляндская Автономная Православная Церковь (каноническая территория — Финляндия, Предстоятель - Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии, резиденция Предстоятеля находится в Куопио). 

Возглавляющий ныне Константинопольскую Церковь 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис) родился на острове Имврос (Турция) 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года он был хиротонисан во епископа с титулом: митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом. Избрание Святейшего Варфоломея Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви состоялось 22 октября 1991 года, чин интронизации был совершен 2 ноября того же года. Титул Предстоятеля: «Святейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Патриаршая резиденция находится в Фанаре (район Константинополя). Епархии Константинопольского Патриархата. 

Константинопольская Церковь имеет сложную и разветвленную структуру. Часть ее находится на ее канонической территории — в Турции и отчасти в Греции, однако значительно большая часть рассеяна за пределами этой страны. В Турции на данный момент остается около 3000 православных — главным образом греков старшего поколения. Архиерейские кафедры в Турции: Константинопольскую архиепископию, в которую входит Стамбул и окрестности, возглавляет Патриарх Варфоломей. Халкидонская епархия - Митрополит Иоаким; Епархия Имвра и Тенеда - Митрополит Фотий; Епархия Принкипонниса - Митрополит Симеон; Епархия Деркии - Митрополит Константин. 

Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции: 
Вселенский Патриархат претендует на особую роль среди Церквей диаспоры. В качестве основания, как правило, приводится 28-й канон Халкидонского собора. 
Приведем его полностью: «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читаемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в Соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей Церкви того же Константинополя, новаго Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской, и так же епископы у иноплеменников вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви: каждый митрополит вышеупомянутых областей, с епископами области, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано Божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быть, как речено, Константинопольским архиепископом, по учинении согласнаго, по обычаю избрания, и по представлении ему онаго»

Из выделенной части правила следует, что Константинопольскому архиепископу предоставляется право поставлять митрополитов трех соседних с Константинополем митрополий: Понтийской, Никомидийской и Фракийской, а также епископов «у иноплеменников вышереченных областей». Между тем, в греческом тексте запятая стоит не после фразы «вышереченных областей», но после «и так же епископы у иноплеменников» (См.: Раллис-Потлис, Синтагма Божественных и Священных правил (на греч. языке), т. 2, Афины, 1852-1859. 169-170.) 

Таким образом получается, что Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях) не лишь указанных трех епархий, но вообще. Между тем такая трактовка текста (а именно о трактовке издателей мы можем говорить в данном случае, потому что, как известно, тексты канонов писались в эпоху, когда знаков препинания еще не было) противоречит структуре фразы, которая превращается в следующую нелепицу: «Посему токмо митрополиты областей, Понтийской, Ассийской и Фракийской вышереченных областей, поставляются от вышереченнаго святейшаго престола святейшия Константинопольския церкви». Но даже если принять такое истолкование текста канона и согласиться с тем, что Константинопольский патриарх имел право на Церкви за пределами Византийской империи, это все равно не дает ему права в современных условиях претендовать на ту же роль в Церквах диаспоры, потому что права, предоставленные Константинопольскому епископу Отцами Собора были обусловлены политическим значением столицы Византии: «…престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества: поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезных епископов представили равные преимущества святейшему престолу новаго Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Следовательно, с момента, когда Константинополь перестал быть «градом царя и синклита», Константинопольский архиепископ также утратил многие свои права, в том числе, если таковое допустить, право на Церкви в «варварских землях». Таким образом, Константинопольский Патриархат не имеет особых прав на Церкви в рассеянии. Он имеет такие же права на епархии диаспоры, как и прочие Поместные Церкви. Некоторые Церкви за пределами Турции, входящие в состав Константинопольского Патриархата, принадлежат ему традиционно, а не в силу распространения греческой диаспоры по всему миру. Это, главным образом, Церкви на территории современной Греции, которая лишь в 1850-м году получила признанную Автокефальную Церковь. До этого все епархии здесь входили в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Власть Патриархата распространяется на те территории в Греции, которые вошли в это государство в позднейшее время, в частности после образования Элладской Церкви. Поскольку до вхождения в Грецию юрисдикционно они принадлежали Константинопольскому Патриархату, то по договоренности как с правительством страны, так и с Греческой Церковью они остались в церковном подчинении Патриархата. 

К их числу относятся следующие Церкви: 

1. Церкви так называемых «новых территорий», вошедших в состав Греческого государства после Балканских войн в начале двадцатого века. Они, по сути, имеют двойное подчинение -Константинопольскому Патриархату и Элладской Церкви, что урегулировано соответствующими договоренностями, датируемыми 1928-м годом. 
К настоящему времени подчиненность этих епархий Константинополю скорее формальная. Фактически статус этих епископий почти не отличается от статуса прочих епархий Элладской Церкви. К епархиям «новых территорий» относятся следующие митрополии: Кассандрийская, Фессалоникийская, Драмская, Сидирокастрийская, Ланкадасская, Полианийская, Сисанийская, Филиппская, Неокринская, Неапольская, Зинхийская, Маронийская, Александрупольская, Парамифийская, Яннинская, Гревенская, Хиосская, Никопольская, Иериссосская, Серрская, Мифимнская, Елевферупольская, Эдесская, Китрская, Дидимотихская, Митилинская, Лимнская, Гуменисская, Верийская, Дриинупольская, Ксанфская, Елассонская, Самосская, Касторийская, Сервийская, Флоринская. 

2. Епархии Додеканесского архипелага, который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родос (митрополит Апостол), Кос (митрополит Эмилиан), Лерос, Калимнос и Астипалеи (митрополит Нектарий), Карпафос и Касос (митрополит Амвросий). 

3. Критская архиепископия, имеющая статус полуавтономной Церкви. Глава – архиепископ Тимофей. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также семь епархий: Митрополия Гортины и Аркадии (митрополит Кирилл) Митрополия Рефимны и Авлопотама (митрополит Анфим) Митрополия Кидонии и Апокорона (митрополит Ириней) Митрополия Ламбы и Сфакии (митрополит Ириней) Митрополия Иерапитны и Ситии (митрополит Евгений) Митрополия Петры (митрополит Нектарий) Митрополия Кисама и Селина (митрополит Ириней) На Крите действуют несколько церковных учебных заведений. Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит». 

4. Патмосская экзархия Экзархия входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова. Патриаршим экзархом Патмоса является игумен обители архимандрит Антипа (Никитарас). В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года по Р.Х. было дано Откровение. Ответственным за Пещеру является иеромонах Исидор. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 году св. Макарием Калогерасом. 

5. Святая Гора Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом. Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями. 

Административно-канонические подразделения Константинопольского Патриархата в рассеянии. 

Американская архиепископия. 
Американская архиепископия составляет самую важную часть Константинопольской Церкви, являясь, если так можно сказать, ее экономическим и политическим оплотом. Также она самая большая по численности часть Патриархата. Архиепископия была основана 11 мая 1922 году, хотя греческие приходы в Америке, вошедшие в нее, появились еще в шестидесятые года девятнадцатого столетия. В жизни Американской архиепископии, как и во всех Греческих Церквах диаспоры, очень важную роль играют греческие общины. Представители этих общин имеют широкое участие в управлении Церковью на всех уровнях — от рядового прихода и до самой Архиепископии. Во главе Американской архиепископии стоит архиепископ, избираемый Синодом Вселенского патриархата в Стамбуле. Нынешним ее главой является архиепископ Димитрий. Архиепископ возглавляет Синод, состоящий из всех епископов Церкви. Архиепископия состоит из следующих епархий: Чикагская (митрополит Иаков с титулом Кринского), Сан-Францисская (митрополит Антоний с титулом Дарданеллского), Питсбургская (митрополит Максим с титулом Энского), Бостонская (митрополит Мефодий с титулом Анейского), Денверская (митрополит Исаия с титулом Приконисского), Атлантская (епископ Алексий), Детройтская (епископ Николай), Архиепископия имеет также одного викарного епископа -Димитрия с титулом Ксанфосского. Архиепископия имеет свои учебные заведения и каждые две недели издает листок «Православный обозреватель» — The Orthodox Observer. 

Австралийская архиепископия. 
Как и в случае других частей Константинопольского Патриархата, Австралийская Церковь была основана с целью духовного окормления греческих общин, образовавшихся на этом материке вследствие переселения сюда православных греков из Малой Азии и других регионов бывшей Османской империи. В 1924-м году с этой целью была основана Митрополия Австралии и Новой Зеландии. В 1959-м году Митрополия была переведена в статус Архиепископии, что в современной греческой канонической традиции является повышением, так как Архиепископия может включать в себя несколько митрополий. В 1970-м году Новая Зеландия была выведена из юрисдикции Австралийской архиепископии и получила свою митрополию. Кафедрой Австралийской Архиепископии является Сидней. Нынешний ее глава – архиепископ Стилиан. Он имеет трех викарных епископов: Епископа Дервского Иезекииля, Епископ Арианзского Иосифа, Епископа Аполлониадского Серафима. Архиепископия имеет свое высшее богословское учебное заведение и ряд монастырей. Фиатирская архиепископия Она включает в себя Великобританию, Ирландскую Республику, а также Мальту. Кроме того, Фиатирский архиепископ является экзархом Западной Европы. До 1837-го года греческая община Лондона окормлялась при русской посольской церкви. Затем ей было позволено построить свой храм, который стал началом греческой епархии, которая как Фиатирская митрополия была учреждена в 1922-м году. В 1954-м году она получила статус Архиепископии. Затем, в 1962-м году, она утратила этот статус, будучи разделена на четыре митрополии. В 1968-м году ей вновь было возвращено положение Архиепископии. В настоящее время во главе нее находится архиепископ Григорий. Архиепископ имеет шесть викарных епископов: Зинупольского Аристарха, Кианийского Хризостома, Тельмисосского Христофора, Диоклийского Каллиста, Тропейского Афанасия, Назианзского Феодорита. Официальный печатный орган Архиепископии — журнал «Православный вестник». При архиепископии существует ряд общеобразовательных и катехитических школ, а также школа византийской музыки. В Великобритании существует также ряд монашеских общин. 

Митрополия Франции. 
В нее кроме Франции входят Испания, Португалия и Канарские острова. Митрополия была основана в 1963-м году, с кафедрой в Париже. Возглавляет Церковь митрополит Иеремия. Митрополия входит в Ассамблею православных епископов Франции. Ее возглавляет митрополит Иеремия. Кроме него, в эту Ассамблею входят: Архиепископ Евкарпийский Сергий (Всел. Патриархат — Экзархат Западной Европы для православных русской традиции), Епископ Пальмирский Гавриил (Антиохийский Патриархат), Епископ Иннокентий (Русская Церковь), Епископ Лука (Сербская Церковь), Архиепископ Иосиф (Румынская Церковь), Епископ Трахийский Павел (Всел. Патриархат), Епископ Клавдиупольский Михаил (Всел. Патриархат). В митрополии есть несколько монастырей. 

Митрополия Германии. 
Митрополия была основана в 1963-м году, с кафедрой в Бонне. Ее юрисдикция распространяется на ФРГ. Германский митрополит является также Экзархом Центральной Европы. В настоящее время кафедру занимает митрополит Августин. Он имеет четырех викарных епископов: Василия с титулом Аристинского и пребыванием в Штуттгарте, Хризостома с титулом Памфильского и пребыванием в Ганновере, Димитрия с титулом Фермского и пребыванием в Мюнхене, Евмения с титулом Левкийского и пребыванием в Аахене. Митрополия Австрии Была основана в 1963-м году и признана государством в 1967-м. Включает в себя приходы Австрии и Венгрии. Митрополит Австрии — в настоящее время Михаил – является также экзархом Средней Европы. Митрополия Бельгии Основана в 1969-м году и признана государством в 1985-м. Кроме Бельгии, включает в себя также Голландию и Люксембург. Кафедра, которую в настоязее время занимает митрополит Пантелеимон, находится в Брюсселе. Митрополит имеет двух викарных епископов: Максима с титулом Евменийского и Эммануила с титулом Ригийского. В Брюсселе функционирует представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Совете, которое возглавляет епископ Ригийский Эммануил. 

Митрополия Швеции и всей Скандинавии. 
Включает в себя Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. Митрополия была учреждена в 1969-м году. На данный момент ее возглавляет митрополит Павел. 

Митрополия Новой Зеландии. 
Митрополия была основана в 1970-м году. Ее кафедра, которую в настоящее время занимает митрополит Дионисий, находится в Веллингтоне. В состав Новозеландской митрополии входит также экзархия Константинопольского Патриархата в Южной Корее, которую возглавляет викарный епископ Митрополии, носящий титул Зильского, Сотирий. В отличие от многих других епархий Константинопольского Патриархата, Южнокорейская экзархия усматривает главное свое служение не в окормлении греческих общин, но в миссионерстве, рапространении Евангелия и Православия среди местных жителей. Эта Церковь управляется советом священников, собирающихся вокруг епископа. 

Митрополия Швейцарии. 
Митрополия основана в 1982-м году, включив в себя приходы Швейцарии и Лихтенштейна. Ее кафедра, которую сейчас занимает митрополтит Дамаскин, расположена в Женеве. Митрополит является также экзархом Европы. У него есть один викарный епископ — Лампсакийский Макарий. Митрополия Швейцарии играет одну из ключевых ролей в Константинопольском Патриархате, благодаря главным образом Православному центру в Шамбези — деревушке неподалеку от Женевы, в которой также расположена резиденция митрополита. Этот центр был основан при патриархе Афинагоре на случай, если бы Константинопольскому патриарху пришлось покинуть Стамбул. Также он стал центром экуменической деятельности Константинопольского Патриархата — в том числе благодаря тому, что в Женеве расположен Всемирный Совет Церквей. 

Митрополия Италии. 
Община греков в Италии появилась очень давно — еще в 1498-м году — после падения Византийской империи. Тем не менее, митрополия была учреждена лишь в 1991 году, а в 1998-м признана итальянскими властями. Кафедру, которая является также экзархией Южной Европы, занимает митрополит Геннадий. Она находится в Венеции — как в силу того, что греческая община в этом городе имеет долгую историю, так и потому, что Ватикан не допускает присутствия кафедры православного епископа в Риме. Митрополия Торонто Митрополия Торонто до 1996-го года была частью Американской архиепископии, в 1996-м же года стала отдельной митрополией, включившей в себя всю Канаду. Она возглавляется митрополитом Сотирием, который имеет также викарного епископа Христофора с титулом Андидского. Кафедра митрополии расположена в Торонто. Митрополия Буэнос-Айреса Основана в 1996-м году. Ранее она была частью Американской Архиепископии. В нее входят: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили, Парагвай. Колумбия, Перу и Эквадор. Митрополит – ныне Геннадий – является экзархом Южной Америки. Его кафедра находится в Буэнос-Айресе. Он имеет викарного епископа с титулом Асского – Иакова. 

Митрополия Панамы. 
Эта митрополия, как и предыдущие, изначально была частью Американской архиепископии, а в 1996-м году стала отдельной епархией. Она включает в себя все страны Центральной Америки: Панаму, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Андорру, Сальвадор, Белиз, а также Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Багамские острова, Кубу, Гаити, Пуэрто-Рико, Доминиканскую республику и Ямайку. Центр Митрополии находится в Мехико, Мексика. Ее глава митрополит Афинагор. Митрополия Гонконга Образована в 1996-м году. Возглавляется митрополитом Никитой, который является также экзархом Юговосточной Азии. При митрополии ежемесячно издается журнал The Censer. В митрополию входят экзархии: Индии, с центром в Калькутте, Индонезии и Филиппин. Также существуют общины в Сингапуре и Таиланде. 

Украинские приходы Константинопольского Патриархата. 
Хотя украинские общины в Америке и Европе не имеют своих собственных епархий, они имеют своих архиереев, которые подчиняются вышестоящим церковным властям Константинопольского Патриархата. Так, например, в Америке и Канаде это Американская архиепископия. В Америке и Канаде: Митрополит Василий — возглавляет украинские общины Канады, с резиденцией в Виннипеге. Архиепископ Иоанн, с резиденцией в Эдмонтоне, Канада. Епископ Юрий, с резиденцией в Виннипеге. Епископ Николай, с резиденцией в Джонстауне, США. Он возглавляет общины карпатороссов. Митрополит Константин, с резиденцией в Чикаго – возглавляет украинские общины в США. Архиепископ Антоний, с резиденцией в Нью Йорке, США. Епископ Панкратий, с резиденцией в Нью Йорке, США. Епископ Паисий — находится на покое в США. В Бразилии: Епископ Иеремия. В Европе: Митрополит Анатолий — возглавляет украинские приходы в Западной Европе. Его резиденция находится в Германии. Епископ Иоанн, с резиденцией в Бельгии. 

Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе. 
Эти приходы по большей части составляли ту часть Русской Православной Церкви, которая перешла вместе с митрополитом Евлогием под омофор Константинопольского патриарха. Патриаршим экзархом для этих приходов является епископ Команский Гавриил (де Вейльдер). Избран 1 мая 2003 года. Архиепископ имеет двух викарных епископов: Павла с титулом Трахейского и Михаила с титулом Клавдиупольского. 

Даже исходя из возможности формулировки: (Константинопольский епископ имеет право поставлять епископов у иноплеменников (в варварских землях)), трудно что-либо говорить о «даренных» автокефалиях. Не маловажен и национальный состав епископата митрополий и епархий Константинопольского патриархата, это в основном - греки, только в тех епархиях, которые объединяют бывшие русские и украинские приходы в Америке и Западной Европе, которые перешли под омофор Фанара вместе со своими Архиереями, есть и негреческий епископат. 

Наличие в Новозеландской Митрополии епископа индонезийца - видимо, исключение из правила, а епископат Финляндии формировался до вхождения в Константинопольский Патриархат. 

Могу также привести национальный состав большинства поместных церквей, в той или иной мере, имеющих зависимость от Константинопольского Патриархата: Епископат Албанской Церкви -8 архиереев, во главе - архиепископ Тиранский (84 года), все греки, остальные 4 – албанцы составляют в основном викариат. Иерусалимский Патриархат - 23 архиерея, греки-21, 2-арабы. 
Александрийский Патриархат - 39 архиереев, 36-греки, 3-африканцы. 
Элладская церковь-107 архиереев, из них-35 митрополиты новых земель. 
Константинопольский Патриархат - 98 архиереев, 35-новых земель, предстоятель церкви в Эстонии-грек. 

Почему я об этом пишу, хочу обратить всеобщее внимание на то, что эллинизация Православия - очевидно, определенная задача, которую ставит перед собой Вселенский патриархат, таким образом осуществляя свою Вселенскую Миссию по просвещению народов, в том числе и в ВАРВАРСКИХ ЗЕМЛЯХ. 

Напряжённые, в целом, отношения между Вселенской Патриархией и Православной Церковью в России в Новой истории восходят к длительной распре в связи с осуждением Константинопольской Церковью Болгарского экзархата как схизматического в сентябре 1872 года; решение Собора в Константинополе, в котором не участвовали представители российского Святейшего Синода, не было поддержано правительством Российской империи. В 1920-е годы отношения ещё более обострились и остаются напряжёнными — вследствие разногласий по ряду принципиальных канонических и частных юрисдикционных вопросов. Среди националистически настроенных членов РПЦ распространена негативная оценка политической роли Константинопольского Патриархата в отношении РПЦ и России; характерно высказывание старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского общества Николая Лисового в начале июля 2008 года: «Константинопольская церковь, начиная с 1917 года, всё время пытается работать против России и Русской православной церкви. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России». 

18 сентября 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) имел беседу с Папой Римским Бенедиктом XVI, в ходе которой, среди прочего, подчеркнул, что существуют две различные экклезиологические модели, одна из которых (католическая) предполагает наличие единого административного центра для всей вселенской Церкви, другая же не предполагает наличия такого центра и что в сообществе поместных Православных Церквей Патриарх Константинопольский обладает первенством чести, но его юрисдикция не распространяется за пределы Константинопольского Патриархата. 

Вместе с тем и сам Патриарх Варфоломей неоднократно подвергался критике за «восточный папизм» и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других церквей. 

Состоявшийся в июле 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года Московского Патриарха Кирилла оценивался, по итогам переговоров, как приведший к потеплению напряжённых отношений между двумя патриархатами. СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский Патриархат согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Вселенского трона в регионах диаспоры; взамен, по неофициальной информации, Константинопольский патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине. 

22 мая 2010 года Константинопольский Патриарх прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению Патриарха Московского Кирилла. В ходе визита обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора и Константинопольский Патриарх призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский Патриархат, «присоединиться к канонической церкви». 

В России официальная критика деятельности Патриарха Варфоломея связана прежде всего с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 ведутся между Вселенской кафедрой и Московским Патриархатом. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики Патриархов Мелетия Метаксакиса и Афинагора Спиру, что не может не вызывать резко негативной реакции руководства Московской Патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию. 

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, то влияние и власть, которые были присущи Константинопольскому Архиепископу во время существования Византийской империи, относятся к эпохе раннего и среднего средневековья. Политические мотивы, коими руководствуются более поздние иерархи, видимо, далеки от той миссии, во главе которой исторически стоит непреложная Евангельская Истина Иисуса Христа о равнозначности народов в своем историческом служении Христу, на которое имеет далеко не последнее право и наш Абхазский народ. 

Нужно уяснить, что мы получим, перейдя сейчас под управление Константинопольского Патриархата: призрачную автокефалию, Священную митрополию Абхазии как административно-каноническое подразделение Константинопольского Патриархата в рассеянии или ставленника-епископа и глобальную эллинизацию нашей церкви? Не ошибиться бы нам в своем выборе...

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022