Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Кто мешает церковному миру в Абхазии?

Кто мешает церковному миру в Абхазии?


Часть 1
29 декабря 2015 г. Сухум с официальным визитом посетил помощник президента России Владислав Сурков. По словам директора Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, среди прочих вопросов, стороны «неофициально» обсудили меры по ограничению политического и экономического присутствия Турции в Абхазии.
Уже 11 января правительство Абхазии издает распоряжение, фактически предполагающее присоединение Абхазии к российским санкциям против Турции. Распоряжение подписано премьер-министром Артуром Миквабия.
Как известно, еще в середине декабря министр сельского хозяйства Абхазии Тимур Эшба заявил, что Абхазия не будет фрахтовать турецкие рыболовные суда в связи с напряженностью в отношениях между Россией и Турцией, однако круг турецких интересов в Абхазии значительно шире предусмотренного данным частным запретом.

Одним из важнейших факторов политического влияния Турции в Абхазии, безусловно, следует признать существование религиозной организации, созданной в 2011 году запрещёнными в священнослужении клириками Майкопской епархии Русской Православной Церкви, т.н. «Священной Митрополии Абхазии» (СМА), известной целым рядом антиканонических и политических акций. Лидеры этой организации активно продвигают идею о том, что восстановление Абхазской Церкви непременно должно произойти с участием и при активном содействии Константинопольского Патриарха Варфоломея, проживающего в Стамбуле и являющегося гражданином Турции. Патриарх Варфоломей является официальным должностным лицом Турции, наделённым достаточно высоким рангом, и ,соответственно, обязательствами следовать и хранить верность политическому курсу и национальным интересам своего государства.

В январе 2012 года, в Стамбуле, впервые состоялась встреча Патриарха Варфоломея с иеромонахом Дорофеем и другими членами делегации, в ходе которой Патриарх Варфоломей заявил:
«Константинопольская церковь как мать-церковь сделает все возможное для того, чтобы помочь маленькому абхазскому церковному народу в решении существующих в республике церковных вопросов".

2.jpg
Казалось бы, какое благое расположение и какие добрые пожелания, но не зря говорят: «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Комментируя визит абхазской делегации в Стамбул, известный современный православный канонист диакон Владимир Василик, доцент Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат филологических наук пишет:
"Константинопольский Патриарх совершил еще один объективно антироссийский шаг. Он встретился с представителями раскольничьей «Абхазской церкви» и вел с ними переговоры о будущей абхазской епархии. Он явно дал понять, что Константинополь готов взять под свою юрисдикцию мятежную абхазскую епархию, и, тем самым, бросил вызов не только Патриарху Московскому, но и Патриарху Грузинскому, в чьей юрисдикции до сих пор находится Абхазия (хотя, в силу политических обстоятельств, он не в состоянии свою юрисдикцию осуществлять)".

Оставляя в стороне вопросы, связанные с каноническими основаниями возможности существования независимой от Грузинской Церкви, автокефальной Церкви Абхазии, отметим, что «вызов» брошенный Константинопольским Патриархом Грузинской Церкви, возможно лишь выглядит таковым, а на деле является тщательно замаскированной политической интригой, с целью совместно с грузинами установить над Абхазией «двойную юрисдикцию».
Напомним, что вопросы, связанные с определением юрисдикции (церковной принадлежности, подчинения – прим. авт.) церковных организаций на территории новообразованных за последние 30 лет, в основном на территории Восточной Европы государств, предполагалось решить на Всеправославном Соборе, который должен был состояться в Стамбуле (Константинополе) в 2016 году.

Раскольники, захватившие и удерживающие Новоафонский монастырь, возлагали на этот Собор особые надежды, оказывая давление на руководство Абхазии, с целью предложить на рассмотрение Всеправославному Собору абхазский церковный вопрос. 

Однако, надеждам раскольников на Собор было суждено рухнуть окончательно, в связи с прозвучавшим 26 декабря 2015 года заявлением руководителя синодального Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона:

«Вызывает сомнение сама возможность проведения Всеправославного собора в то время, когда некоторые Православные церкви находятся в состоянии неурегулированного конфликта, а предстоятель Православной церкви Чешских земель и Словакии так и не признан в своем статусе со стороны ряда Православных церквей, не говоря уже о крайне нестабильной общеполитической обстановке в мире", – сказано в заявлении. Комментируя основные причины такого положения вещей, митрополит Иларион указал на особую позицию Константинопольского Патриархата по ряду ключевых вопросов:

«Пока что среди поместных Церквей нет единого понимания того, по каким правилам Всеправославный собор должен осуществлять свою работу, каким должен быть его регламент. Специальная межправославная комиссия, которая совсем недавно собиралась для обсуждения этих вопросов, была вынуждена прервать свою работу, поскольку консенсуса достичь не удалось. До сих пор остаются без ответа и многие касающиеся подготовки Собора вопросы, которые в минувшем году неоднократно поднимал Святейший Патриарх Кирилл в письмах к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею".

Часть 2                                                                                                                                                                                                                                             фото:   Иеромонах Дорофей (Дбар)
3.jpg
Видимо, предвкушая подобное развитие событий, 7 декабря незадолго до визита В. Суркова в Сухум, лидер раскольнической группировки СМА, запрещённый в  священнослужении иеромонах Дорофей (Дбар) использовал сложившуюся в мире политическую ситуацию, как очередной поводоправдания своей русофобской деятельности:

«Отец Виссарион решил "использовать" противостояние России и Турции для того, чтобы снова натравить на «новоафонских раскольников» сильных мира сего…», – написал он на своей странице в ФБ. 

Этим пассажем о. Дорофей ответил на публикацию в ряде крупных СМИ интервью управляющего Сухумо-Пицундской епархией иерея Виссариона Аплиаа, кстати сказать, в своё время воспитавшего и «давшего путёвку в жизнь» молодым иеромонахам Андрею (Ампар) и Дорофею (Дбар), а ныне ставших организаторами и вдохновителями церковного раскола, поразившего Абхазскую Церковь. В своём интервью о. Виссарион рассказал, как это произошло: «Раскольники сыграли на лозунге противостояния с Россией, который достаточно популярен в Абхазии. Они говорят, что русские не дают нам епископа. Эти монахи заинтересовались бизнесом вокруг монастыря, нарушив обет нестяжания…».

Впрочем, обличения новоафонских раскольников со стороны их прежних соратников звучали и прежде. Так, ещё в 2012 году, выпускник Богословского факультета Фессалоникийского университета Аристотеля Леон Аджинджал, поначалу примкнувший к раскольникам, писал:
«Уж я-то знаю, какие денежки крутятся в Новоафонском монастыре. Уж я-то знаю, что у «иеромонаха Андрея» был самый большой автопарк иномарок в Абхазии! Сколько и каких машин он только раздарил! А на Переводческую комиссию денег нет! А на катехизаторское училище денег нет! Слава Богу, хотя бы одну благотворительную столовую открыли. Но с новоафонскими деньгами можно было по всей Абхазии открыть сеть благотворительных столовых. На газету денег по-прежнему нет, на сайт денег нет. Все проекты бесплатно. Кто-то фильмы снимает, кто-то фотосессии в интернете выставляет, а «иеромонахи» благочестиво «постятся и молятся». Хорошо, если Дорофей (Дбар) такой «одержимый священнослужитель-обновленец», что «является хорошим примером для нынешней власти», почему он не выделит бюджет поприличнее для работы «священной митрополии»?
Осознав бессмысленность и пагубность деятельности по расколу Абхазской Церкви и общества, и раскаявшись в этом, Л. Аджинджал пишет:                                                                                                                                                                                                                 
«И я их поддерживал в этой совершенно неконструктивной, эгоистической деятельности по подрыву авторитета отца Виссариона. О чем сегодня искренне сожалею. … Пока отец Виссарион жив и здоров, дай Бог ему сил, какое-то подобие приличий будет соблюдаться. Мне страшно думать о том, что будет потом».

К сожалению, приходится констатировать, что Л. Аджинджал во многом оказался прав:

«Я категорически настаиваю на своём праве публично охарактеризовать иеромонахов Дорофея (Дбар) и Андрея (Ампар) и их секретаря Германа Маршании, как людей непорядочных, беспринципных, и совершенно некомпетентных в церковной проблематике. Иеродьякон Давид (Сарсания), возможно, не владеет всей подноготной Новоафонского «двора», но он добровольно и сознательно к ним присоединился, так что я и его рассматриваю как часть этой «команды» и отношусь соответственно».

Часть 3
Остановимся подробнее на личностях, перечисленных Л. Аджинджалом и представляющих ядро новоафонского раскола.

   фото: Во время учебы в Московских духовных школах.  
4.jpg

После Отечественной войны абхазского народа, когда в результате кровопролитнейших боёв и многочисленных невинных жертв мирного населения, Абхазия обрела, наконец, долгожданную независимость, понадобилось направить на обучение в Московские духовные школы молодых студентов-абхазов, способных возвратившись, восполнить недостающие кадры Абхазской Церкви. Однако, уже находясь на обучении в Троице-Сергиевой Лавре, эти молодые студенты-абхазы обратили на себя внимание многих своей особой позицией, которая выделяла их на фоне других студентов семинарии и академии. Лучше всего эту позицию сформулировал Герман Маршания, – как вспоминал один из учившихся с ними в то время студентов, Герман выражал общую позицию своих друзей и будущих «подельников» по церковному расколу словами: «Русские, для нас вы всегда будете оккупантами!»

Как видим, вполне «современная официальная грузинская» риторика. Особенно актуально это звучит сегодня, когда на конструктивные и мирные шаги России и предложение восстановить дипломатические отношения, официальный Тбилиси в очередной раз отвечает категорическим отказом,«напоминая» Москве об «оккупированных» территориях Абхазии и Южной Осетии.

 Однако, уже тогда, в середине 90-х среди абхазских семинаристов, учившихся в Троице-Сергиевой Лавре, нашёлся «коллаборант», который, не испугавшись остракизма со стороны своих соплеменников и собратьев, дерзнул в открытую обсуждать перспективы абхазо-грузинского диалога, а впоследствии, по окончании учёбы, уехал в Тбилиси.

О деятельности и глубоких связях этого человека в Тбилиси мы узнаем из статьи Георгия Гачечиладзе, опубликованной в 2013 году в грузинской газете «Сакартвелос Республика» «Цхум-Абхазети: борьба за души, отторгнутые от единства грузинской нации силой чужого оружия…».

Статья очень информативна, и мы, следуя за её автором, можем делать определённые выводы:

«Ранее стали известны некоторые детали большой работы, которая ведется дальновидными людьми ради постепенного возвращения Абхазии под духовный контроль Грузинской Церкви. <…> Как сообщила 12 августа с.г. газета «Асавал-Дасавали», план, разработанный при деятельном участии «Национального движения» и ближайшего окружения Михеила Саакашвили, предполагает особую роль отца Давида Сарсания в защите грузинских интересов в Абхазии. Дальнейшее развитие событий показало, что за воплощение смелого проекта взялись люди, у которых дело не расходится со словом. В конце сентября с.г., по согласованию с Константинополем,достигнутому при участии турецких партнеров,удалось добиться возвращения отца Давида в Абхазию: из монастыря Святого Павла на Старом Афоне (Греция) священник переехал на постоянное место жительства в Новый Афон (Абхазия)…».
5.jpg

Как видим, триумфальное возвращение о. Давида (Сарсания) в Абхазию не обошлось без участия в его судьбе Патриарха Варфоломея, с которым за год до этого он вместе с иеромонахом Дорофеем встречался в Стамбуле. Перемены начались сразу по приезду о. Давида в Новый Афон:

«Фактически сразу после его приезда 2 октября с.г. в Новоафонском монастыре состоялось внеочередное заседание Совета «Священной митрополии Абхазии», как именуют ее сепаратисты. На этом собрании обязанности наместника монастыря были возложены на отца Давида. Наместниками монастырей обычно становятся в достаточно зрелом возрасте, и в сане священника, или епископа. Поставление во главе монастыря молодого диакона, да еще и все последние годы проживавшего за рубежом – явление крайне редкое, можно сказать, беспрецедентное в современной практике. Вероятно, оно было сделано с учетом блестящих способностей молодого богослова, который, вдобавок, приобрел духовный опыт на Афоне, в монашеской цитадели Греческой Церкви. Тем самым, как и прогнозировалось ранее, националистически настроенный отец Андрей Ампар, ранее занимавший одну из двух ключевых позиций в сепаратистской «митрополии», отходит в тень, а положение отца Давида в ее административной структуре заметно упрочивается».

Безусловно, утверждение о националистическом настрое иеромонаха Андрея (Ампар) выглядит совершенно голословно, особенно на фоне действительно яростного национализма о. Дорофея (Дбар), Германа Маршанда и самого о. Давида (Сарсания).

Из всей четвёрки бывших семинаристов, иеромонах Андрей, более прочих, лоялен к представителям других национальностей, хотя открыто не выражает этого, возможно, опасаясь прослыть среди «своих» мягкотелым и слабохарактерным. Тем не менее, как это часто случается, тщательно скрываемая от других слабость, вдруг прорывается наружу самым неожиданным образом. 

14 августа 2013 г. на своей странице в ФБ запрещённый в священнослужении заштатный клирик Майкопской епархии иеромонах Андрей (Ампар) внезапно разразился самой настоящей истерикой:

6.jpg
«Бежать и бежать, уничтожить симку, снять эти "одежды" и "одевшись" в новые, как нормальный человек – бежать. Спасаться бегством. Гнать прочь – это ущербное восприятие мира сквозь призму законнического маразма, хочу успеть посмотреть на него глазами адекватного человека, тогда и умереть будет необидно. Тяжело находиться в постоянном напряжении среди этого безумия неадекватности, задаешься законным вопросом – а нормален ли я сам? Да, здесь есть и усталость, но... Клерикализм стал невыносим, именно как "-изм", полное отторжение от этих "священных" каст и сословий, с их длиннобородыми истинами, с их стилизованными архаичными платьями. С их вульгарной уверенностью в обладании истиной. Трагично, когда простота и естественность деградирует в какое-то театральное шоу, разыгрываемое в "церквях", и навязывается как нечто должное и необходимое. "Театр" продолжается, ты один в церкви – вне церкви другой, позволяешь говорить одно и делать другое... я устал от этого лукавства, которое усугубляет во мне маразм и дебелость, тупость и упертость, мракобесие, алчность и отсутствие элементарной порядочности, о любви молчу...»

Именно этот бунт о. Андрея (Ампар) вынудил раскольников начать кадровые перестановки в монастыре, которому его бывший насельник, ставший в одночасье «неадекватным» мог сильно навредить. Кроме того, не «национализм», а наоборот космополитизм иеромонаха Андрея, его отрицание духовных корней, самой традиции, представляла для раскольников, старательно мимикрирующих под Православие, серьёзную опасность:

«Уйти. В последнее время все больше и больше этим обеспокоен. Уйти из того, что многие называют "церковью", но реально не имеющего отношения к Евангелию, к радостной вести…», – здесь во многом, о. Андрей (Ампар) опередил своих товарищей, высказав за них действительный характер их взаимоотношений с подлинной православной церковной традицией. Обозначив, по сути, протестантское непонимание, породившее глубокий мировоззренческий конфликт, о. Андрей (Ампар) публично расписался в своём отречении от православной веры.

Часть 4
Но, вернёмся к тексту грузинской газеты:

«Через короткое время, 11 октября с.г., в Тбилиси прошло заседание Священного Синода. По информации нашего источника в Патриархии, комплексная программа возвращения абхазских земель в юрисдикцию Грузинской Православной Церкви и противостояния экспансионистским действиям русских была одним из главных предметов обсуждения за закрытыми дверями. Важно, что на этот раз святые отцы не ограничились лишь привычными декларациями о том, что Абхазия – наша неотъемлемая часть, а русские церковники не имеют права вмешиваться в ее дела. Подобные слова не раз звучали и раньше, однако не сопровождались никакими реальными шагами, способными исправить ситуацию. Конечно, имя отца Давида Сарсания не упомянуто прямо в той части постановления Синода о ситуации на грузинских территориях – в Абхазии и Южной Осетии, которая была сделана достоянием гласности. Однако сведущие люди заверили нас, что информация о «духовенстве Грузинской Патриархии», которое периодически приезжает в Абхазию и проводит там богослужения, касается именно этого одаренного монаха, пусть и в достаточно обтекаемой форме».

Как известно, Русская Православная Церковь постоянно подчёркивает факт признания Абхазии канонической территорией Грузии, поэтому, заявления грузинской газеты об «экспансионистских действиях русских» в церковном вопросе выглядит, по меньшей мере, некомпетентно.

Именно факт признания в Русской Православной Церкви юрисдикционной принадлежности территории Абхазии Грузинской Церкви на протяжении уже долгого времени даёт основание раскольникам утверждать, что Русская Церковь толкает абхазов в «грузинские объятия». И хотя вопрос о необходимости установления «двойной юрисдикции» в Абхазии уже неоднократно обсуждался со стороны Русской Церкви с представителями всех заинтересованных сторон, воз и ныне там…
До сих пор, как в Грузии, так и в Абхазии нет твёрдой убеждённости в необходимости подобного шага.

Тем не менее, всесторонне пытаясь выставить конструктивные попытки Русской Церкви найти канонические пути разрешения затянувшегося церковного кризиса как попытку якобы склонить абхазов к коллаборационизму, раскольники скрывают свои истинные намерения, основная цель которых всё та же – «двойная юрисдикция», при участии Грузинской Церкви, но при помощи турецкого Константинопольского Патриархата.                                                                                 фото:  Во время визита Илии Второго в Стамбул, 2013 г.
8.jpg

Действительно, на основании многочисленных заявлений и действий официальных и заинтересованных лиц с грузинской стороны, можно сделать определённые выводы о том, что конкретная работа в этом направлении в Грузинской Церкви уже ведётся. Так, например, периодически в грузинских СМИ появляются сообщения, подобные этому:

«В ходе визита в Константинополь Илия Второй сделал комментарий, в котором отметил, что планируется организовать его визит в Абхазию в сопровождении вселенского Патриарха Варфоломея. Кроме того, во время своего визита в Сухуми Патриарх Грузии, митрополит Цхумско-Абхазский и Бичвинтский, представит Абхазии своего хорепископа (секретаря, личного представителя) из числа клириков, уроженцев Абхазии».

И, хотя совершенно невероятно, чтобы такой визит смог бы состояться в ближайшее время, сам факт участия в этом Патриарха Варфоломея в контексте вышесказанного, уже настораживает.
                                                                                                                                                                                                                                      
Статья рассмотренного нами известного грузинского издания, также подтверждает подобное убеждение:

«На Синоде договорились «закрывать глаза» на деятельность отца Давида и его сторонников в Абхазии, однако, такое благожелательное отношение вовсе не касается промосковского батюшки Виссариона Аплиа и поддерживающих его священников. А что касается святых отцов Русской церкви, даже тех, которые временно приезжают в Абхазию окормлять русских солдат-оккупантов, то под их ногами должна гореть абхазская земля. Напомним, что, несмотря на российскую оккупацию Абхазии, отец Давид никогда не переставал поддерживать контакты с Грузинской Патриархией и неоднократно бывал в Грузии. В 2000 году он был пострижен в монахи грузинским епископом Андреем Гвазава и тогда же рукоположен во диакона самим Католикос-Патриархом Ильей II. Доверительная дружба связывает его и с некоторыми другими грузинскими высокопоставленными священниками». 

фото: «Монастырская хунта». В центре иеродиакон Давид (Сарсания), 
          справа от него во втором ряду Герман Маршания

9.jpg
Интересно и другое предположение. На печально известном «собрании» 19 мая 2011 года в Новоафонском монастыре, кандидатом в епископы был единогласно «избран» иеромонах Дорофей (Дбар). Но уже спустя два года, осенью 2013 года, происходят знаковые рокировки в «руководстве» раскольников. Фактически, мы становимся свидетелями своеобразного «конфликта интересов», когда более «слабого» конкурента вытесняет более сильный конкурент. Обиженный о. Андрей (Ампар) уходит, громко хлопнув дверью, а на «монастырском» Олимпе утверждается о. Давид (Сарсания). 

Для о. Дорофея (Дбар) эта ситуация довольно щекотливая, т.к. он чувствует, что теряет шансы пробиться к епископской власти, что составляет основную цель его трудов. В последнее время он делал громкие заявления относительно твёрдости стояния на фундаменте канонической Церкви. Так в своей публикации в FB о. Дорофей пишет: «За все время деятельности Священной Митрополии Абхазии и Новоафонского монастыря духовенство СМА не посчитало возможным принять предложения от таких маргинальных церковных организаций, как «истинно-православная русская церковь», «катакомбная церковь», греческие старостильные церкви и т.д.».

Однако, существуют определённые сомнения относительно его искренности. На официальном сайте Русской истинно православной церкви (РИПЦ), мы находим совершенно противоположную информацию, связанную с подведением итогов Архиерейского синода РИПЦ, состоявшегося 1-6 июля 2013 г., совсем незадолго до возвращения о. Давида (Сарсания) в Новый Афон, но уже в качестве кандидата в епископы «двойной» константинопольско-грузинской юрисдикции:
«В ходе заседания состоялась встреча с прибывшим в Одессу для переговоров c членами Синода РИПЦ архимандритом из Абхазии, ранее принадлежавшим к Грузинской патриархии, который выразил желание перейти с паствой под омофор РИПЦ. Членами Синода было предложено архимандриту "обратить серьезное внимание на вероисповедную сторону своего пребывания в экуменическом официальном православии, необходимость осознания пагубности соучастия в апостасийных процессах и ереси экуменизма, искреннего и деятельного покаяния в этом и принятия истинно-православной экклесиологии, после чего будет возможным продолжение диалога с РИПЦ».

Если принять во внимание слабое представление раскольников из РИПЦ о церковной ситуации в Абхазии, а также учесть, что единственным на сегодняшний день «архимандритом», как себя именует запрещённый в служении заштатный клирик Майкопской епархии иеромонах Дорофей (Дбар), является он сам (священников в сане архимандрита в Абхазии на сегодняшний день нет, и очень давно не было), а также амбициозное предложение «перейти с паствой под омофор РИПЦ», то не возникает никаких сомнений, кем является непоименованный в документах Синода РИПЦ incognito. Символично также предложение синода РИПЦ «архимандриту из Абхазии» «обратить серьезное внимание на вероисповедную сторону своего пребывания в экуменическом официальном православии, необходимость осознания пагубности соучастия в апостасийных процессах и ереси экуменизма», – в связи с контактами «новоафонских раскольников» и Вселенского Патриарха, одним из основных направлений деятельности которого, является именно экуменическое движение.

В то же время становится понятным, чья в действительности «националистическая позиция» вынудила Стамбул сделать ставку на иеродиакона Давида (Сарсания), который оказался более сговорчивым в вопросе «двойной юрисдикции» Стамбула с грузинами. В какой-то момент о. Дорофей понял, что рискует остаться не у дел и начал предпринимать попытки получить епископство уже в обход Константинопольского Патриарха. В связи с этим, его сегодняшние заявления относительно «непринятия предложений маргинальных организаций» не имеют ровно никакой цены, т.к. являются откровенной ложью. Собственно маргинальной является и сама т.н. «священная митрополия», захватившая Новоафонский монастырь. 
                                                                                                                                                                                                                          фото: На трибуне «Народно-церковного собрания» Якуб Лакоба.
11.jpg

«Теперь с деятельностью этого клирика Грузинской Церкви связаны основные надежды на постепенное возвращение Грузии Новоафонского монастыря. Мечты могут стать реальностью намного скорее, чем некоторым думалось…».

Комментарии, как говорится, излишни. Однако необходимо отметить, что Новоафонский монастырь был построен русскими монахами-афонитами и никогда не передавался Грузинской церкви. Уже, только по одной этой причине, вопрос о возвращении Грузинской Церкви Новоафонского монастыря является некорректным.

Нельзя считать легитимной передачу Симоно-Канонитского Новоафонского монастыря Грузинской Церкви на основании письма Святейшего Патриарха Алексия II от 30 августа 1995 года Патриарху Илие II, в котором, в частности, сказано: «Мы не сомневаемся в канонической принадлежности Грузинского Патриархата Сухумо-Абхазской епархии со всеми православными приходами и монастырями, расположенными на территории Абхазии».

«признать: <…> б) молитвенное и каноническое общение между обеими автокефальными Церквами-сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным; в) уведомить о состоявшемся православные русские приходы, находящиеся в пределах Грузинской ССР, разъяснив им, что отселе их долг и возносить за богослужением в обычном порядке имена Святейшего Католикоса Грузии и других грузинских иерархов, и без сомнения обращаться за                  таинствами к грузинскому духовенству, как к православному; 
г) просить Святейшего Патриарха, Католикоса Грузии, приняв православные русские приходы в Грузинской ССР в своё архипастырское окормление, предоставить им сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви» (ЖМП, март 1944 года).

Таким образом, представленный раскольниками текст письма Святейшего Патриарха Алексия II входит в противоречие с Определением Синода. В тексте «Журнального Определения…» прямо говорится именно о действующих русских приходах на территории ГССР, относительно которых, если такие ещё оставались до начала Отечественной войны Абхазского народа 1992-93 гг., вопросов и не возникает. Новоафонский монастырь на то время не действовал даже в виде прихода.

В связи с бегством из Абхазии грузинского духовенства в период войны каноническая жизнь в отсутствии епископа оказалась нарушена, и новые приходы и монастыри не открывались. Неудачную попытку начать на Новом Афоне монашескую жизнь силами русских афонских иноков в 1995 году, прерванную усилиями самой же Грузинской Церкви, можно считать несостоявшейся. В ввиду того, что Новоафонский монастырь на момент передачи русской церковной собственности Грузинской Православной Церкви в 1943 году не являлся действующей церковной единицей, а также ввиду не состоявшихся попыток открыть монастырь в период вхождения Абхазии в состав ГССР, следует признать отсутствие у Грузинской Церкви права оспаривать у Русской Православной Церкви возможность самостоятельно осуществлять патронаж данной обители, как части культурного наследия русского народа и Русской Церкви.

Тем не менее, эту возможность блокируют раскольники, оккупировавшие монастырь и мешающие восстановлению нормальной церковной жизни в Абхазии, основным препятствием для которого сегодня является именно «новоафонский» раскол. Вместо конструктивных шагов по примирению и упразднению неканонического образования «СМА» раскольники продолжают запугивать абхазский народ бреднями о якобы готовящемся в «недрах» Русской Церкви «тайном плане» передачи церковного управления грузинам. Как видно из приведённых нами фактов, в действительности за этими действиями раскольников стоит попытка отвлечь внимание общества от реального положения вещей, при котором вскоре, в случае сохранения раскола в стенах Новоафонской обители, Абхазия действительно получит «двойную юрисдикцию», но только не с Москвой, а со Стамбулом.

Леон Аджинджал пишет: «”Образованные, грамотные богословы” с помощью телевидения и соц. сетей призывают народ, буквально кого угодно, всех подряд, прийти на собрание в монастырь или на площадь и голосованием «решать судьбу Церкви». Хорошо, им хватает здравого смысла не засчитывать голоса мусульман, которые составляют обычно треть таких собраний. Когда руководство Церкви объявляет, что такие «сборища» (это технический внутрицерковный термин, который означает «незаконное собрание») не могут иметь канонических, собственно, церковных последствий, «иеромонахи» подымают вопль: «Народ оскорбили!» Какой же надо быть сволочью, чтобы вот так подло и низко сталкивать народ и Церковь!».

Попытка раскольников представить ситуацию так, что Русская Церковь, якобы, толкает абхазов в «грузинские объятия», на самом деле маскирует усилия СМА на пути к учреждению «двойной юрисдикции», но уже при участии Константинопольского Патриархата и Грузинской Церкви.

Собственно, ни для кого не секрет, что как в Грузии, так и в России существуют силы, стремящиеся увлечь общество по «западному», пост-христианскому пути отказа от традиционных ценностей. В наше время мы являемся свидетелями ожесточённого духовного сопротивления общества силам зла, стремящимся путём растления и порока уничтожить саму христианскую цивилизацию.

В этой связи, процессы, происходящие в Абхазии, показывают, что абхазское общество не остаётся в стороне от этой борьбы и что его попытки осознать своё «христианство» не являются безуспешными. Принятый на сессии абхазского парламента закон о запрете абортов – подтверждение этому факту, подающий пример соседям, и, в первую очередь, Российской Федерации, где подобный закон не прошёл парламентских слушаний.

Ни для кого не секрет, что «некие» силы, действующие в политической, финансовой и культурной элите стран постсоветского пространства, хотя и представлены неравномерно в составе их правительств и партий, но все вместе, независимо от государственной принадлежности делают одно дело – разрушают традиционное общество и государство. Перед лицом этой угрозы необходимо консолидировать усилия всех здоровых сил общества, устраняя существующие расколы и разделения, исцеляя эти кровоточащие раны.

Тем более необходимо, перед лицом этого зла, а также в связи с реальной угрозой суверенитету и безопасности, как Абхазии, так и России обратить внимание на то, что в Новоафонском монастыре «окопался» и решительно противодействует мирному процессу на Кавказе, хотя и пока только «монашеский», но, тем не менее, вполне реальный, турецкий десант!

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022