ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНКАМ АБХАЗИИ
За долгое время, что Абхазскую Православную Церковь разъедает раскол, мы были свидетелями открытой переписки между клиром АПЦ и руководством СМА, и никогда не вмешивались, так как это был диалог священнослужителей. Но, прочитав открытое письмо Арды Инал-Ипа в адрес Президенту Республики Абхазия Р.Д. Хаджимба, мы просто не можем смолчать.
Письмо начинается со слов о несправедливости. О несправедливости царящей вокруг «священной митрополии Абхазии». Кроме того, что эти слова заведомая ложь, мы хотим сказать и сказать громко о другой несправедливости, которая происходит по отношению к иерею Виссариону Аплиаа и всем священнослужителям Абхазкой Православной Церкви. В тяжелейшее военное и послевоенное время именно они, смогли сохранить Православие на нашей земле, добиться рукоположения абхазских священников и диаконов (в том числе о. Дорофея и о. Андрея), вернуть Церкви православные храмы, начать их восстановление, получить помощь и поддержку Русской Православной Церкви. Да, всё это стало возможно благодаря духовенству Абхазкой Православной Церкви, собрать всё и всех воедино, сохранить и приумножить, не прервать проповедь Евангельского Слова в Абхазии – смогли именно они. Живы люди, с которыми они сидели в окопах, которых крестили и дарили первый, а для некоторых последний нательный крест, кого утешали в потере близких, кому помогали, учили, привели в храм.
«Повинуйтесь наставникам вашим… ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет», - учит Апостол (Евр.13:17). Автор письма говорит о том, что о. Дорофей «войну ни с кем не ведет – ни явную, ни подковёрную. ». Это неправда. О. Дорофей (это общеизвестный факт) порвал указ своего епископа о запрещении, неоднократно письменно и устно лгал о священниках АПЦ, открыто и письменно обвинял Русскую Православную Церковь в неуважении.
Абхазия страна знаменитая своей приверженностью и верностью традициям, уважением и послушанием к старшим. Можно ли слушать учителя, который предал своего отца? Можно ли внимать речам того, кто своими действиями попирает каноны Православной Церкви, ищет своего, похищает труды других?
Ново-Афонская обитель никогда не выходила из лона Православной Церкви. Основанная в 19 веке русскими монахами обитель, не раз переживала гонения и попытки захвата, к периоду обретения Абхазией независимости в монастыре не осталось ни одного живого монаха. Но Устав монастыря никто не отменял, да и не может этого сделать. Согласно государственному документу (Постановление Кабинета Министров РА от 28 декабря 2010 г. ) монастырь был передан в бессрочное и безвозмездное пользование АПЦ. Тот факт, что о. Дорофей и иже с ним занимают монастырь – есть ни что иное, как рейдерский захват. И «по кирпичику» начинал восстановление обители совсем не о. Дорофей, а духовенство АПЦ. Если о. Дорофей (Дбар) такой бессеребренник, каким его представляет автор письма, почему он не пошел и не построил новый храм для своей «митрополии», хотя и этого он не имеет права делать, так как он запрещен. Страшно и подумать о тех требах и службах, которые он совершает, где духовно бесплатно убивает людей.
Почему то, никто не видит самого настоящего, молчаливого подвижничества остального абхазского духовенства, священников, которые показывают пример всей пастве и не церковной части нашего общества. Пример истинного послушания, терпения, христианской любви, неся Свет Христов по всей Абхазии.
Да, о. Дорофей образован, но без образа Божия. Но знание без образа Божия – погибель души. Осужденный Вселенским Собором еретик Арий был образован и велеречив, но его низложил епископ Спиридон. Образованность о. Дорофея также ставит вопросы. Например, формулировка «священной митрополии Абхазии». Митрополия - это церковно-административный округ какой-то Поместной Церкви, подчиняющийся митрополиту. Возникает вопрос – какой Поместной Церкви подчиняется СМА Абхазии?
О. Дорофей настаивает на совместном богослужении с духовенством АПЦ по одной простой, но очень лукавой, по сути, причине. Совершив совместную Божественную литургию, причастившись из одной Чаши все священники попадут под осквернение и будут, как минимум запрещены в служении. Чтобы не говорили хорошие, но светские люди - живых, духовных законов никто отменить не может. Православное богослужение, Причастие – это не просто церковный обряд, видимое ритуальное действие, это самое настоящее соединение с Богом и друг с другом. Церковь о Евхаристии говорит: «Но и в Причастии это наша единая вера, которую мы исповедуем во время Литургии и которое есть единое целое в нашем веровании. Поэтому никакого не может быть разделения между нами ни в каком смысле.» Причастие - это соединение верных, а о. Дорофей осознанно отошел от верных.
Что же касается «антиправославной направленности» о. Дорофея, то достаточно прочесть некоторые его письма и интервью. Можно привести много его цитат, не говоря об устных его высказываниях.
Хотелось бы спросить у Арды Инал-Ипа в чем именно она видит так обеспокоившее ее «давление на руководство СМА»? На наш взгляд духовенство Абхазской Православной Церкви проявляло и продолжает проявлять самое настоящее православное христианское терпение и любовь по отношению к своим пусть и заблудшим, но все же собратьям во Христе. И государственные власти в этом отношении солидарны с Абхазской Православной Церковью. Поэтому и не выдворяют их из Ново-Афонского монастыря силой, а увещевают.
Также о. Дорофей ловко манипулирует словами «свобода», «независимость», «автокефалия». Со стороны может показаться, что он единственный во всей Абхазии жаждет для своей страны возрождения Православной Церкви Абхазии в ее утраченном блеске, силе и независимости. Но это ложное впечатление. Именно духовенство Абхазской Православной Церкви в свое время объявило Грузинской Церкви о невозможности дальнейшего общения и были готовы принять любые последствия этого шага. И всей своей деятельностью они медленно, но единственно верно ведут вверенную им паству к Автокефалии, к полноценному общению со всеми Поместными Православными Церквями и православным миром, не крича на каждом углу о своих трудах.
Воистину нет пророка в своем Отечестве. Мы глубоко уверены, что придет время, когда труды и заслуги духовенство Абхазской Православной Церкви перед Родиной и Церковью будут признаны, горько то, что может быть слишком поздно.
Певчие Абхазской Православной Церкви Сухумского Кафедрального Собора:
Алания Р.Ш.
Сакания А.Г.
Бжалава М.П.
Гицба А.Ш.