Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Абхазская Православная Церковь: Святые отцы и современность. Чаcть I

Абхазская Православная Церковь: Святые отцы и современность. Чаcть I

Догорает теперь старчество. Мудрая пословица говорит-для того, чтобы узнать человека, необходимо вместе с ним съесть три пуда соли, т.е. необходимо прожить вместе с ним бок о бок 10 лет. И только после этого можно составить о нем представление и можно охарактеризовать его более или менее правдиво. Иначе можно наговорить о нем много неверного, ошибочного и ложного. Не следует ли из этого то, что о духовной жизни, которая названа святыми отцами наукой из наук, имеет право говорить только тот, кто изучал эту высочайшую науку как теоретически, так и практически, посвятив ей все свое время на протяжении ни одного десятка
лет. А тому, кто мало знаком с наукой из наук, благоразумнее молчать и слушать, что говорят о ней более опытные. К сожалению, в наше сложное время многими забывается эта простая и очевидная истина. И тот, кто мало знаком с духовной наукой, более других говорит и пишет о ней в противоречии с учением святых отцов, без тени сомнения и колебания, порождая в Церкви разномыслия и разделения, уводя людей от спасительного пути в «темное царство лжи и производимого ее самообольщения». 

Один из важнейших вопросов духовной жизни есть вопрос о послушании. От послушания рождается смирение, а смирение, по мнению святых отцов, без труда ведет ко спасению. Хотелось бы при помощи слова Божия и творения святых отцов разобраться, что такое послушание и каковы возможные препятствия на этом поприще. Мы имеем потребность дать на эти вопросы ответы не теоретические, а практические, т.к. у нас в Абхазской Православной Церкви появилось младоепископство. Я имею в виду иеромонаха Дорофея и Андрея, а также и их приспешников иеродиакона Давида и Германа, которые совершают канонический беспредел и не верят, что в наше время возможно доброе послушание пастырю.

Эти две причины побудили меня рассмотреть этот вопрос, тем более, что мне доверено управление Православной Церковью в Абхазии, где я родился, провел детство, принял священство и нес свои первые послушания в Лыхненском храме.

Какие утверждения Дорофея вызывают наибольшие сомнения? Дорофей считает, что уровень духовной жизни современных христиан, по крайней мере, не ниже, а вероятно, даже выше периода расцвета христианства. По причине крайнего оскудения Божественной благодати послушание в том виде, в котором оно было у древнего монашества, не дано нашему времени. Значит главная причина, по которой в наше время невозможно жить в послушании по древнему образцу, это падение общего уровня духовной жизни христиан. Дорофей априорно делает довольно странные заявления, которые не подтверждаются мнением святых отцов о том, что главным фактором, определяющим духовное возрастание, не является послушание Церкви.

Об этом беззаконии сетовали святые отцы, об этом сокрушались их преемники. Например, Паисий Величковский, характеризуя духовный уровень своего времени, писал: «В нынешняя же лютая времена, еже многому плачу и рыданию достойно». Св.Тихон Задонский писал: «христианство незаметно удаляется от людей, остается одно лицемерие». Также св.Феофан Затворник сетовал «на исчезновение живого духовного слова». О том, что с подобными наставниками вера скудеет писал и преп.Паисий. Печалились о том и другие святые отцы, как то преп.Иоанн Лествичник, преп. Симеон Новый Богослов, преп.Нил Сорский... По мнению свят. Игнатия Брянчанинова, «глад слышания Слова Божия - вот бедствие, несравненно тягчайшее всех бедствий, которые когда-либо попущены христианам». Почему? Потому что Слово Божие, проходя «до разделения тела и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные» (Евр., 4:12) и потому является препятствием на пути зла и греха, разрушающего здравие духовное и физическое. По тому, что по слову Спасителя, Вы - соль земли (Матф.5:13). Какова функция соли? Сохранить пишу от гниения и порчи. Так, и православные христиане своей добродетельной жизнью должны удерживать мир от падения в бездну греха и порока.

Но в то же время можно слышать иное мнение. Многие православные христиане и даже пастыри удовлетворены церковной православной жизнью. Чем объяснить различную оценку одного и того же процесса? Свт. Игнатий объясняет следующим образом. Времена чем дальше, тем тяжелее. Православное христианство как дух неприметным образом суетящейся и служащей миру толпы; очень приметным образом для внимающих себе, из среды человечества представляя его падению. Верно! В настоящее время в Православной Церкви окрепла и широко распространилась чисто внешнее восприятие православного христианства и, как следствие этого, окрепли те болезни, чьи корни лежат внутри души человеческой и о существовании которых раньше большинство и не подозревало. Например, явление младоепископства и младостарчества в наше время приняло столь угрожающие масштабы и принесло столько бед и скорбей неопытным и маловерным православным христианам, что Священный Синод Русской Церкви вынужден был 29 декабря 1998г. принять определение по данной проблеме в котором рекомендовано следовать «букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам Святых Отцов и каноническим установлениям...». Далее Священный Синод объясняет причину этого определения, ссылаясь на слова прп. Симеона Нового Богослова: «много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей». Крайнее оскудение духоносных старцев в настоящее время в некоторой мере компенсируется обширным изданием Святых Отцов. Их изучение и следование им позволяет ревностному православному христианину избегать пагубных заблуждений, и несмотря не неминуемые претыкания, не терять из вида главной цели жизни и стремиться к ней. В то же время горе нашего времени в том, что многие православные христиане не стремятся изучать творения Святых Отцов. Последствия такого нерадения печальны. Преп.Нил Сорсьсий писал: «Великая стремнина и пропасть глубока Писанием неведением. Великое предательство спасения еже не ведети от Божественных законов, сие и ереси родило есть».

Корень многих печальных явлений в современной жизни Абхазской Православной Церкви заключается в неверном понимании цели православно-христианской жизни. Путают цель и средства. Цель и плоды. Насельникам Ново-Афонского монастыря не требуется быть прозорливыми и чудотворцами. Они наивно полагают, что целью монаха являются сверхъестественные дары. Но это не так. Преп. Иоанн Кассиан писал: «никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божий, а всякий за собственные добродетели, которые требуют деятельного дара и усиленного старания. Ибо весьма часто люди развращенные и противники веры именем Господним изгоняют демонов и творят великие чудеса». Какая же цель монаха? Свят. Игнатий писал: «продолжительное жительство в монастыре приносит нам тот плод, что мы начинаем зреть наши немощи и все упование наше возлагаем не на себя, а на Искупителя Христа нашего».

В последнее время в Православную Церковь не просто вошло, а ворвалось много неофитов. Андрей и Дорофей подобно этим неофитам мыслят также и пытаются устроить в Православной Церкви все по своим желаниям, изменить вековое традиционное устроение, допуская дерзкое несогласие и критику творений Святых Отцов. Младоепископство и младостарчество одни из проявлений неофитства.

Попытаемся разобраться в том, как Святые Отцы учили о послушании. В первую очередь необходимо определить, что есть послушание. Святые Иоанн Пророк и Варсонофий Великий говорили: «послушание состоит в том, чтобы отсекать свою волю». Первой ступенью в послушании является дисциплина, т.е. внешнее исполнение законов, правил, указаний и распоряжений начальствующих. Здесь присутствует главный элемент послушания-отсечение своей воли. Священномученник Илларион Троицкий писал: «Укажи мне форму общественной жизни, где не было бы нужно послушание? Присягают подчиненные Государю. Что это, как не обет послушания? Где только общество, там и послушание». Такая форма послушания существует в семье-послушание родителям, и в государстве - послушание подчиненного начальнику, война - командиру, послушание законам и правилам. Послушание в монастыре, где существует более строгая дисциплина, где необходимо не только проявлять послушание, но еще и не допускать ропота, а тем более возмущения. Свт.Феофан Затворник писал: «слушаться надо настоятеля или начальников».

Внешнее телесное делание должно быть наполнено внутренним духовным деланием. Свт. Игнатий предупреждает: «телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен. Он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей, тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения». Для Бога более важен не внешний подвиг, а внутренний. Господь сказал пророку Самуилу: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Значит, главной целью подвига является очищение сердца. Внешнее «телесное делание - говорит Авва Агафон, -только лист, внутреннее же, т.е. умное - это плод».

Очень важна мотивация, цель подвижничества. Можно нести внешние подвиги из-за болезни осуждения или порицания от людей, наказаний от людей и от Бога. Можно жить по заповедям Божиим ради похвал, получения наград, чрезвычайных даров и т.д. Все телесные подвиги, как бы велики они не были и как бы они не были восхваляемы людьми, не принесут душе подвижника никакого доброго плода, если будут совершаться без верного намерения, т.е. угождения не себе, а Богу, как средство исправления себя, как наказание за грехи. Например, принимает подвиг молчания, т.е. считает себя недостойным общаться с людьми; принимает подвиг поста, т.е. считает себя не заслуживающим другой пищи; кладет поклоны как жертву Богу за совершенные грехи и т.д. Великие святые учили: «если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудиться во внешнем», т.к. «сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что».

Путем жительства по Божественным Писаниям шествовали многие святые. Преп. Нил Сорский, которого единственного уже при жизни называли великим старцем, писал: «я ведь не делаю ничего без свидетельства Божественных Писаний. Когда нужно мне что-то сделать, прежде всего я пытливо читаю Божественные Писания и, если не найду согласия с моим соображением о начинании дела, откладываю его, пока не найду ответ». Об этом же писали такие святые как преп.Серафим Саровский, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан Затворник, многие духоносные старцы и другие святые.

Сущность послушания Божественным Писаниям заключается в том, что подвижник свою жизнь строит в строгом соответствии с Божественными Писаниями, к которым преп.Нил Сорский относил «... прежде всего Евангелие, затем Апостольские предания, творения Святых Отцов и жития святых». Если желание не находило подтверждения Божественными Писаниями, он оставлял его неисполненным.

Практически отсутствуют ревностные послушник, способные полностью отсечь свою волю и предаться воле Божией, т.к. для человека нет ничего сладостнее своей воли. Так считали многие святые. Сейчас нет послушников, а только совопросники. К послушанию во всем теперь никто не способен. Почему исчезли ревностные послушники? Потому что они приходят из мира, а мир стал крайне слаб духом добра. Слабый мир рождает слабых послушников. Преп. Варсонуфий писал: «слабый мир дает слабых монахов». Слабые монахи становятся слабыми руководителями, к которым приходят немощные послушники. Так замыкается цепочка.

Тайна послушания

Монашество - это жизнь, полная тайн. Первая, самая важная тайна - это тайна послушания. Если монах не воспримет ее правильно, то он тем определит собственное духовное крушение. Послушание - это священная дорога, она ведет монаха к спасению. Послушание - это путь в Рай. Монах, постигший тайну послушания, ощущает вкус Рая, он достигает ангельского состояния. Лишь в послушании непременно обретается смирение. «Пребывший в послушании до смертного часа» - в этих словах сокрыта вся суть тайны послушания. Послушание равно жизни, непослушание - смерти.

Какие ужасные ловушки готовит диавол подвизающимся! Даже через аскетизм, всенощные бдения, молитвы - эти средства достижения святости -он в состоянии погубить нас. Поэтому благодарение Богу, что есть такие Богоносные Отцы, которые разрушают козни вражьи. Диаволу, чтобы осуществить свой план, нужно затемнить душу послушника, нужно, чтобы он возгордился. Как это сделать? Да просто - он будет его безудержно расхваливать. Раскачивая все дерево его существа - листья, ветки, ствол, корни - ветром похвал. Будет напоминать ему, какую жертву он принес, отказавшись от мира, о его родителях, о его учебе, о том, какой он хороший монах, о его уме, обо всех добродетелях, существующих и несуществующих, о талантах его и успехах. Быть может, найдет для него возможность сплести венец похвал. Вот все и получится. И начал враг омрачать и затемнять разум монаха духом гордости. Через свою гордость монах может легко впасть в одержимость. Одержимых терзают разные бесы. В «Лествице» сказано: «Гордость - есть отвержение Бога».

Препятствия, искушения и их преодоление - повседневный удел монаха. Это обычный путь каждой души, которая стремится достичь бесстрастия и созерцательности, это путь между нескончаемыми чередами духовных преград. В иерархии ценностей на первое место надо ставить послушание своему старцу. В монашеском пути спасения нужен прежде всего опытный духовный наставник, которому можно полностью довериться. Все его поступки, мысли и желания должны рассматриваться и оцениваться старцем.


Диавол нападает на послушника, стремиться прежде всего разрушить его отношения со священноначалием. Величайшая слава Синая, преп. Иоанн Лествичник учит нас: «не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе, что лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцом своим, потому что если мы прогневали Бога, то наставник наш может его с нами примирить, а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал». Благодать Божия! О, святое послушание! Ты возносишь монахов на высоту и защищаешь от падения в пропасть. Ты восхищаешь небесную благодать и хранишь ее. Какую глубокую Божественную мудрость ты таишь! Да будут благословенны ищущие тебя. Да будут вдвойне благословенны отведавшие твоих святых плодов. Истинно, ты - сила непобедимая, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих.

Иерей Виссарион Аплиаа


Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2018