Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

АПЦ: Иеромонахи «нулевого статуса» намерены и дальше «просвещать Абхазию»

АПЦ: Иеромонахи «нулевого статуса» намерены и дальше «просвещать Абхазию»

Архиепископ Пантелеймон:
«Вы стоите над пропастью вашей погибели...!»
Чтобы быть человеком православным, нужно быть достаточно подготовленным в основах веры, т.к. много лжеучителей, которые и свою веру хвалят, и другую веру хвалят. Это двоеверы!

Сегодня люди, которые пытаются давать информацию о событиях, происходящих в Сухумо-Абхазской епархии, никакого права на это не имеют. Я имею ввиду иеромонахов Андрея и Дорофея, которые с 5 апреля этого года архиепископом Пантелеимоном, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уволены за штат Майкопско-Адыгейской епархии и не могут нахо¬диться на этой территории. Соответственно, факт увольнения их за штат, аннулирует все достигнутые договорённости в Майкопе весной 2005 г, а именно: они перестают печататься в газетах, печатать мате¬риалы об их намерениях возрождать Сухумо-Абхазскую епархию якобы до уровня Поместной Автокефальной Церкви и будоражить, в связи с этим, национальные чув¬ства абхазских верующих.

А вот как эти события развивались.

13 ноября 2001 г епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеймон издал Архиерейское распоряжение в котором написал: «Клирикам Майкопской и Адыгейской епархии иеромонаху Андрею (Ампар) и иеромонаху Дорофею (Дбар), находящимся на послушании в Абхазии, благословляется оставить все занимаемые обязанности и быть в распоряжении священноиерея Виссариона (Аплиаа)... В случае невыполнения данного Распоряжения Вы будете запрещены в священнослужении, а также рекомендую вам вести подобающий монашескому званию образ жизни».

Затем, 12 апреля 2005п уже архиепископ Пантелеймон снова пишет этим же отцам:
«Возлюбленные во Христе братья! Архипастырски требую от вас прийти в разум послушания, терпения и любви. Напоминаю Вам, что вы являетесь клириками Майкопской и Адыгейской епархии РЦП и не имеете права вмешиваться в дела другой епархии..Вы находитесь в долгосрочном отпуске (считаю самовольным отлучением от служения епархии). Кроме того, вы нарушаете монашеские обеты: утратили благообразный вид (бритье головы иеромонахом Андреем (Ампар), что смущает паломников.  
 
По Уставу РПЦ и решением Священного Синода вященнослужители не вступают в политические связи с любыми организациями. В случае скорейшего неразъяснения данных явлений лично со мной вынужден буду запретить Вас в священнослужении и оповестить все епархии Православной Церкви о Вашей раскольнической деятельности на территории многострадальной Абхазской Церкви.
Возлюбленные братья..., вы стоите над пропастью погибели Вашей души и вечной смерти. ...Молюсь о вашем спасении».

15 ноября 2005 г архиепископ Пантелеймон отправил им третье послание, в котором сообщил: 

«1. Почему вы совершаете Богослужение внеподобающем виде, не возлагаете на себя наперсного креста...
2. Вызвала серьёзнейшее и резонирующее потрясение Ваша беседа с г.н. послом Ватикана монсеньером Клаудио Гуджеропи. ...Вам известно, что Вселенская Православная Церковь имеет на счёт римско-католической Церкви свои принципиальные вопросы и критерии, .. .которые не решаются столетиями. Приоритет в диалоге с Западной Церковью, как правило, отдаётся высоко компетентным иерархам Поместных Церквей... 
3. Все свои действия Вы обязаны согласовывать с Уставом Матери-Церкви, в противном случае придётся применить прещения и сообщить в епархии Русской Церкви и других Поместных Церквей
4. Вам необходимо прибыть в Майкоп, чтобы обсудить каждую статью Епархиального Устава, т.к. проект данного Устава является антиканоничным и антиправославным. До (этого) .. .благословляется вам все ваши действия координировать с иереем Виссарионом Аплиаа»

Но что мы видим в действительности.
Отцы Дорофей и Андрей однажды даже попытались собрать Собор на что канонически они -иеромонахи, вообще не имели никакого права. На нём они хотели избрать себе епископа и т.п.
Кандидатура возможного епископа была уже заранее предопределена - конечно же, им должен был стать иеромонах Дорофей.
 
Когда такое противостояние началось, мы выехали в Майкоп к владыке Пантелеймону. Тот, видя их безудержное стремление к власти, устроил тайное голосование. О.Дорофей, о.Андрей и о.Василиск (Лейба) требовали восстановить епархиальный совет, который был распущен мною, однако их планам не удалось сбыться.

Реальность на сегодня такова, что оба они - клирики Майкопско-Адыгейской епархии РПЦ и находятся в моём подчинении как  и.о. управляющего Сухумо-Абхазской епархии. Даже если признать, что о.Андрей - её сопредседатель, то всё равно, кто ему дал право единолично, без уведомления меня, изготавливать отдельные печати, штампы, официальные бланки? Для чего это им было нужно?! Мы будем это спрашивать!

В настоящий момент решением архиепископа Пантелеимона они уволены за штат Майкопско-Адыгейской епархии и в Сухумо-Абхазскую епархию они не принимаются! Я, как и.о. управляющего этой епархии, не служу с ними в Кафедральном соборе Сухума, поскольку они встали на путь не православный, отошли от канонов Святой Православной веры.  И если они не подчинятся и будут продолжать свою раскольническую деятельность, то за этим наступит уже полный запрет в священнослужении или даже анафема.  

Сейчас они говорят на всю Республику, что мол, выход они нашли - надо поступить так, как поступили в Южной Осетии, т.е. обратиться к греческим старостильникам, «киприановцам». Я всё понимаю, но если мы и будем иметь в дальнейшем Поместную, Автокефальную Абхазскую церковь, то это должно произойти постепенно,  в соответствии с каноническими правилами Вселенского Православия.  

Я терпеливо жду, увещаю отцов Дорофея и Андрея, смиренно молюсь об их вразумлении Господом и вот уже два с половиной года молчу, воздерживаюсь от какой-либо открытой полемики с ними в республиканских СМИ. Но теперь я вижу, что наступило время "расставить все точки над i".

«Детство. Отрочество. Юность»
Горько и больно осознавать, что я сам же в свое время и дал им импульс к получению духовного образования.
Перед войной оба эти мальчика появились в Сухумском кафедральном соборе. Я их тогда крестил. И мне подумалось: «Вот оно - будущее национальное абхазское духовенство!» Я так был рад этому и спросил их тогда: «Не хотите ли вы учиться в семинарии?» Они тогда промолчали. Дима (о.Дорофей) учился в то время в Абхазском государственном Университете, а Адгур (О.Андрей) - кажется, в Сухумском художественном училище.

Но как только началась война с Грузией, они вновь появились у меня и сказали: «Мы хотим учиться». Я пошел к командующему нашей армией Сергею Дбар с просьбой освободить их от призыва и направить учиться в Сергиев Посад, в семинарию, но получил от него решительный отказ. Он сказал, что сейчас, когда нас ежедневно убивают на фронте, мы не знаем - сохранится ли наш народ вообще? О каких священниках сейчас может идти речь, надо идти Родину защищать?! Но я ему ответил, что защищать Родину можно и духовно. В общем, поддержал меня тогда лишь Владислав Ардзинба, наш Верховный Главнокомандующий. В итоге ребята поехали учиться в семинарию.

Приняли их туда без экзаменов, да и в дальнейшем там было у них довольно много льгот. Я назначил им высокую стипендию, оплачивал им дорогу домой и обратно, лелеял, любил их не меньше, чем своих собственных детей. Я очень надеялся, что они станут моей опорой в восстановлении Абхазской Церкви. Однако, давно начал замечать в их поведении тщеславные «нотки». Вот лишь один небольшой пример. Ещё когда они были студентами семинарии, послушниками, то уже тогда, после моей службы, самовольно выходили на амвон и читали проповеди перед прихожанами. Сейчас я понимаю, что это были первые признаки зарождавшегося тяжёлого духовного недуга, который в полноте раскрылся только сейчас, в неудержимом желании любой ценой иметь духовную власть.

С запоздалым сожалением вспоминаю слова владыки Филарета, бывшего управляющего Майкопской епархии, который неоднократно говорил, что молодым нельзя сразу давать власть, они искушаются, их надо испытать и т.д. К тому же есть сведения, что отец Дорофей, который сейчас столь легко способен лжесвидетельствовать, был тщеславен ещё с детства.
Каюсь, что тогда, при отборе кандидатов на обучение в Москву, я руководствовался только абхазским национальным фактором, а не собственно православным. Теперь мне абсолютно понятно, что когда присутствует превосходство национального над православным - это беда! Я думал только о том, чтобы возродить абхазское священство, а что касается их отступлений от канонов - надеялся, что всё это «возрастное» и как-то само собой уйдёт. Однако, не ушло, а наоборот, зашло в глубокий тупик.

Учёный Совет Московской Духовной Академии, вынося своё решение о присвоении о.Дорофею учёной степени, во многом руководствовался не совсем церковными соображениями: мол, Абхазия как государство становится на ноги, это - земля древнего Православия, земля апостолов Симона Кананита,  Андрея Первозванного и вот, появился молодой монах, который пожелал внести свой вклад в укрепление Православия на этой древней земле и т.д.... Это было отрадно всем им. Но думаю, что если бы Учёный Совет МДС и я знали заранее как поведёт себя в дальнейшем отец Дорофей, то никто не присвоил бы ему учёной степени кандидата богословских наук. 

Как сложится духовная судьба отцов Андрея и Дорофея - неизвестно. Они сами в этом повинны. Всё что от меня зависело для их духовного образования, развития, успешной духовной карьеры я, с помощью Божией и добрых людей, сделал. Но они пожелали всё изменить по-своему. Однако, если они такие самостоятельные, зачем они в своё время вообще ко мне пришли? Пробивались бы в священство сами, без меня.

Лукавые вожди слепых
 «Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так к отчуждает себя от Церкви Христовой. Если кто и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви - он чужой для Владыки Христа!» (святитель Иоанн Златоуст) 
Эти святые слова Вселенского Учителя не мешало бы помнить всем нашим молодым отцам. Тем более отцу Дорофею, который не один год прожил в тех местах, где был захоронен святитель Иоанн - в Команах.
Вот такая ситуация.

Отцам Дорофею и Андрею власть нужна как таковая. Они к ней откровенно рвутся. Даже через раскол в среде верующих. Пусть это будет в итоге униатская (греко-римская) церковь, пусть раскольническая старостильная греческая церковь это их ничуть не смущает. Им нужна власть любой ценой! В Церкви этот грех называется тщеславием. Играя на патриотизме абхазских верующих, они внушают им, что в Грузинскую Церковь, мол, мы не хотим. Русская Церковь нас, якобы, не берёт, значит нам необходимо стать независимой Церковью. Отсюда вывод, что истинные патриоты Родины - это лишь о.Дорофей и О.Андрей.

Хочу, однако, сказать, что если им даже и удастся создать в Абхазии какую-либо новую "церковку", то эта шаткая религиозная конструкция не будет признана ни одной канонической Поместной Православ¬ной Церковью мира. Так и хочется сказать про них словами Святого Евангелия - "Слепые вожди сле¬пых. .. Не все ли упадут в яму?"
Наверное, излишне говорить, что политическая ситуация вокруг нашей Родины сейчас такова, что, по-видимому, не пришло ещё время Русской Православной Церкви протянуть к нам Свои материнские руки.
Но ведь что уже делается -Русская Церковь без возмездно обучает абхазских юношей в своих ведущих учебных заведениях. Майкопская епархия РПЦ МП рукополагает достойных кандидатов в священство, постригает их в монашество, оказывается Абхазии и другая разнообразная помощь. Поэтому, сказать, что Русская Церковь отвернулась от православных верующих Абхазии было бы несправедливым. В таком случае следует задать вопрос этим "самодостаточным" молодым батюшкам - а где вы сами смогли получить прекрасное богословское образование, закончить семинарию и Академию? В Грузии или в России? И где вы приняли монашеский постриг и были затем рукоположены в священство? В Греции, в Константинополе или, может быть, в Ватикане? Нет, всё в той же России!

В прошлом году, в праздник св.Симона Кананита отцы Дорофей и Андрей попытались даже дестабилизировать ситуацию. Слава Богу, что им это не уда¬лось. Одним словом, эти отцы всей своей деятельностью провоцируют в православной Абхазии раскол. Между тем, о.Дорофей сейчас вошёл в среду нашей интеллигенции, в среду абхазских писателей как «маститый» учёный-богослов и многие люди, к сожалению, поверили ему. Им, однако, полезно было бы знать, что данные священники сознательно вышли из моего подчинения и целенаправленно делают то, что делают. На погибель свою и своих неосведомлённых последователей. В любом случае, то что они созидают к Православию не имеет никакого отношения. Считаю своим пастырским долгом это заявить.

Череда их "странных" поступков не прекращается. Стало известно, что у них состоялась встреча с послом Ватикана на Юге России. Возможно, даже и не одна. Мы, конечно же сообщили об этом вопиющем факте и Святейшему Патриарху Алексию II  и архиепископу Пантелеймону, но что мы слышим? Они, монахи-христиане, не стыдятся говорить следующее в «Чегемской правде» от 25 апреля 200б г., в материале Антона Кривенюка, кто-то из них (предположительно о.Дорофей) заявил: «Нет ничего плохого в том, что мы встретились с представителем папы Римско¬го», и ещё - «что касается лично нас, не только если отзовут, но если даже и лишат священства, мы не собираемся покидать Абхазию и прекращать свою деятельность». Да уже за одни такие речи этого священника надо запрещать! Сразу приходят на память слова св.прн.Феодосия Печерского - «Берегись, чадо кривоверов и всех бесед их... Не подобает также, чадо, хва¬лить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот всё равно, что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси».
Увы, таков их стиль. Так они вводят в заблуждение наш простой, доверчивый народ, который им ис¬кренне верит, видя в них учёных, образованных священномонахов - абхазов, получивших образование в Троице-Сергиевой Лавре. Но я понимаю, что такие "пастыри" могут увлечь за собой в погибель всех своих слишком доверчивых последователей. Деятельность отцов Дорофея и Андрея я даже склонен сравнить с деятельностью известного еретика Ария, который своим кривоверием увлёк в погибель огромное множество верующих древнего Востока.

Немного о Грузии
Когда отцы Дорофей и Андрей говорят, что я поминаю на службах грузинское духовенство они, по своему обыкновению, лгут. Я не поминаю грузинского Каталикоса. Да, я встречался с ним в Москве и могу твёрдо сказать, что грузинский Патриарх Илия П прекрасно осознаёт, что сегодня управлять Сухумо-Абхазской епархией им абсолютно невозможно. Осознаёт это и весь православный мир.

Мы - отцы Пётр из Лыхны, Павел из Гагр, архидьякон Григорий из Сухумского кафедрального собора и я в своё время были рукоположены грузинским священноначалием, по с началом войны со своих приходов мы никуда не убежали, а остались со своими прихожанами до конца. Разве мы что-нибудь нарушили?

Наш выбор такой - разрешение «абхазского церковного узла должно произойти путём применения канонических норм Вселенского Православия, а не путём лжепатриотических авантюр и церковных расколов.

Иеромонах Андрей (Ампар): «нам люди не нужны...!»
Всего несколько месяцев назад эти отцы с придыханием говорили и СМИ Республики об их любви к католичеству. О том, что у них с ним, якобы, нет никаких противоречий, а наоборот, больше общего. Лично у них - православных иеромонахов, противоречий с этой ересью может быть, действительно, уже не осталось, но при чём собственно Православная вера?
Прошло совсем немного времени и они вдруг в этих же СМИ заговорили, что абхазским православным нужно, по их мнению, быть уже с греческими раскольниками -"киприановцами".
В прошлом году батюшки непонятно где нашли значительную сумму денег, чтобы профинансировать поездку в Германию целого церковного хора из на¬шей Республики. Скажу сразу, к Сухумо-Абхазской епархии эта инициатива не имеет никакого отношения. Абхазский православный женский хор, как мне стало известно, пел в мужском католическом монастыре, в его алтаре, во время католического богослужения. Сейчас этот хор успешно поёт в Новоафонском монастыре. Как такое можно допускать?
В Новоафонском Духовном училище, которым руководит о.Дорофей, почему-то не изучается История Русской Православной Церкви, церковнославянский язык, русское богословие, история русской Святости. 
Зато значительное место уделено католическому богословию. Он подготовил таких выпускников, которые закончив училище, замкнулись на этом и не желают продолжать своё образование дальше в семинариях. И сейчас отец Дорофей всеми силами старается, чтобы их рукоположили в священство. Чувствуется, что батюшка пытается «клонировать» себе подобных, которые в дальнейшем будут подчиняться лично ему и только ему, но сами они с О.Андреем, при этом, своему священноначалию не подчиняются.
Каждая душа многоценная, поэтому выпускников Духовного Училища мы будем перевоспитывать. И никакого ущемления их интересов только по причине обучения у отца Дорофея не будет. Мы себе этого не позволим.
Список их «странностей» можно продолжать довольно долго. Например, они всем говорят, что венчаться можно и в субботу, и в пост. Очень вольными получаются у них и переводы с церковнославянского на абхазский язык. Необоснованно изменены распевы хора. Да и сам хор в мужском монастыре почему -то женский.
Далее. Постоянно присутствуют нововведения в службе, взятые, якобы, из греческого Устава. Замкнутость, не гостеприимство по отношению к паломникам отцов Дорофея и Андрея стали уже «притчей во языцех» - люди согласны бывают ночевать и в автобусе, но их автобус даже не пускают на территорию монастыря.
Выходной в монастыре растянут на два дня: понедельник - вторник, за свечным ящиком стоят зачастую молоденькие женщины, да ещё и без головных уборов. Отец Андрей открыто заявляет, что им люди не нужны, а им нужны деньги. Благотворительность по отношению к местным жителям практически совсем исчезла.
Кроме того, не может не отражаться отрицательно на духовной атмосфере братии монастыря то, что Божественная Литургия служится лишь по выходным, а не ежедневно как раньше. На фоне вышеперечисленного сущей «мелочью» выглядят такие факты как постоянное неодевание священниками поручей и наперсных крестов во время службы. А о фактическом развале Команского мужского монастыря, наместником которого я имел поспешность назначить отца Дорофея, мне и не хочется упоминать.

Что касается печатного органа епархии.

Еще год назад я чётко заявил владыке Пантелеймону, что не буду участвовать в создании епархиальной газеты под таким названием - «Христианская Абхазия». Это затея отцов Дорофея и Андрея, а также Германа Маршания. Там моего имени нет. До них, ранее, у нас было своё издание - «Православная Абхазия» и я считаю, что это название единственно правильно ха¬рактеризует его религиозную направленность. Сейчас уже ясно, для чего им понадобилось сменить название газеты. Видимо, они уже тогда, заранее, готовили почву для постепенного выхолащивания Православия в Абхазии и пропаганды экуменизма.

Так что, если сползания к экуменизму, к этому «духовному винегрету», желают лично иеромонахи отец Дорофей и отец Андрей, то это вовсе не значит что вся Абхазия желает того же. Заниматься расколом им никто в Республике не позволит. И если они в корне не изменят своих позиций, то самое лучшее для них - оставить в покое наш народ и поискать другое место для своих «просветительских подвигов».

А те, кто хотят узнать правду, пусть идут к нам. Мы ответим каждому.

Иерей Виссарион Аплиаа





Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020