Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И  ЖИВОТВОРЯЩЕГО  КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

В  день праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Благовещенском кафедральном соборе была совершена праздничная Божественная Литургия. ЕЕ совершил священник Благовещенского собора игумен Афанасий (Ковальчук).

Первоначально этот праздник установлен Святой Церковью в воспоминание обретения Креста Господня. Событие это  по описанию древнехристианских историков представляется в таком виде: Константин Великий по чувству благоговения к Кресту Господню, благодаря которому он одержал многие победы, и в благодарность Богу за согласие Церкви установленное на Первом Вселенском Соборе возымел желание соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать царя Константина царица Елена отправилась в 326 году в Иерусалим, имея также по особому внушению Божию,  пламенное желание найти крест Господень. Иудеи стремившиеся стереть в людской памяти всякое поминание Иисуса Христа зарыли Крест Господень в землю.  В те времена существовал обычай зарывать орудие казни вблизи места ее совершения. А  язычники,  искусственным образом соорудив на этом месте холм, построили храм в честь языческой богини  Венеры.  Царица Елена по указанию одного престарелого иудея начала поиски Креста, и когда  был снят значительный пласт земли,  все почувствовали неземное благоухание. И после  долгих трудов  Крест был найден. Но не один, а три!  Как мы помним из Евангельской истории, Христос был распят вместе с двумя разбойниками. Встал вопрос,  какой из крестов есть Христов, так как табличка с надписью «Иисус Назарянин царь Иудейский»  лежала отдельно.  Было необходимо высшее свидетельство о Кресте Господнем,  и оно было получено. По распоряжению Иерусалимского Патриарха  Макария,  найденные кресты были принесены к одру одной благочестивой, болящей женщины. И Патриарх в присутствии царицы Елены и множества народа, начал возлагать кресты на болящую. Прикосновения двух крестов не произвело никакого действия, но от прикосновения третьего Креста больной чудесно было возвращено здравие.  Когда же кресты несли от исцелившейся больной, Господь показал еще более чудесное доказательство подлинности Креста Христова. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова стал  возлагать один за другим кресты, - и умерший воскрес от прикосновения того же Креста, который показал свою чудодейственную силу над болящей. Слава чудес от Креста Господня привела на Голгофу великое множество народа.  Так как для многих, за теснотою не было возможности не только приблизится и облобызать Крест Христов, но и увидеть его, то Патриарх встав на возвышенном месте и воздвигая Честной Крест показывал его и в отдалении стоящим,   и весь народ с радостным восторгом и благоговением взывал : «Господи, помилуй!»

Также в этот день совершается память возвращения Креста Господня из 14-летнего персидского плена.
Этот праздник называется всемирным Воздвижением, так как в 7-ом веке собором епископов прибывших на освящение Иерусалимского храма из всех стран империи, было положено праздновать его повсюду. Таким образом, праздник сделался всемирным в полном его смысле.

В Православной греко-российской кафолической  Церкви почитаются следующие формы креста- четырехконечный и восьмиконечный.  Иногда на куполах православных храмов изображается крест с полумесяцем, который собственно символизирует якорь по тому, как Церковь является кораблем спасения. Что касается восьмиконечного креста, то это есть символ: верхняя часть означает табличку, вторая на которой были прибиты длани Христовы, и третья  с поднятой правой и опущенной левой сторонами (косая) говорит о том, что один из разбойников –благоразумный – пошел в рай, а другой в ад.
Священное  Писание являет нам образ Креста еще в ветхозаветные времена. Моисей начертал крест у  Красного моря во время исхода из Египта, что позволило спастись израильтянам (Исх., 14:21).   Во время путешествия в пустыне, когда евреи пришли в место, которое изобиловало множеством ядовитых змей  умертвлявших людей, народ возмутился на Моисея. Тогда Господь повелел Моисею изготовить  из меди змия и водрузить его на древо (Чис., 21:8). Взирающие же с молитвой  и надеждой на Господа на это древо получали исцеление и смерти прекратились. Это событие стало  прообразом распятия  Христова  за грехи всего человечества. Так как в образе змия проникнув в Эдем дьявол соблазнил первых людей к  преступлению заповедей.  
Во время путешествия израильтян в Обетованную землю Господом через Моисея был дарован первых храм палатка- СКИНИЯ. Останавливаясь израильтяне устанавливая скинию располагались крестообразно, потому и в каноне праздника Воздвижения этот символ называется - Четверочастные людие. И до сего дня Крест Господень есть единственный путь для новозаветных людей, путь к Царству Небесному к истинной обетованной земле.
По слову апостола Павла, Крест Господень является жертвенником, а жертвой является сам Христос. Посему православным христианам подобает не только всегда носить нательные кресты, и чаще налагать на себя крестное знамение вспоминая страдания Христа, но и иметь изображения Креста в жилищах, дабы благосеннолиственное древо Святого Креста покрывало  жизненный путь христианина.

Тропарь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020