Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Сретение Господне

Сретение Господне

В канун великого двунадесятого праздника Сретенья Господня в Благовещенском кафедральном соборе  было совершено всенощное бдение, его совершил клирик собора игумен Афанасий (Ковальчук). В сам день праздника в главном соборе была совершена Божественная Литургия, ее совершил и.о. управляющего Абхазской Православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа.
 
Сретение в переводе со старославянского — «встреча». В этот день произошла встреча Бога и человечества. А в переносном смысле — встретились два Завета, и Ветхий окончательно уступил место Новому… 

Это произошло на сороковой день после Рождества Христова. По законам того временит  женщина после родов сорок дней не могла появляться в Храме. Но если она родила первенца, и этот первенец — мальчик, то на сороковой день родители обязаны были принести его в Иерусалимский Храм для обряда посвящения Богу. Родители должны были принести в жертву Богу, кто побогаче — ягнeнка, бедные — голубиных птенцов. Богоматерь и праведный  Иосиф, хотя и происходили из рода царя Давида, не были богатыми. Поэтому они принесли в Иерусалимский Храм двух голубиных птенцов, которые по учению Отцов Церкви символизировали две природы в Христе – Божественную и человеческую. 
 
Иисус, как и положено младенцам, мирно спал на руках Матери. Но проснулся, когда к Святому семейству подошeл старец, взял Его на руки и сказал странную и непонятную фразу: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32). 
 
Этого старца звали Симеон. Поскольку он взял («принял») Иисуса на руки, теперь Святая Церковь называет  его Симеоном  Богоприимцем. Это был праведный человек, из слова Священного Писания ожидающий утешения Израиля (пришествия в мир Спасителя), учeный, который входил в число 72-х толковников (переводчиков Священного Писания), которым  по преданию, египетский царь Птолемей поручил перевести Священное Писание с еврейского  на греческий язык  (состоявшее на тот момент только из Ветхого Завета). Когда святой Симеон дошел до книги пророка Исайи, где было написано:  «Се Дева во чреве приимет и родит Сына»,  Симеон подумал,  что Дева не может родить сына, и хотел исправить это слово на слово «Жена», то есть — женщина. Но в этот момент  явился ему Ангел , остановил его  сказал, что не надо ничего исправлять, в книге все написано правильно, более того — Симеон не умрeт, пока сам не увидит Мессию (Спасителя мира). 
 
Святой Симеон прожил долгую жизнь и в тот день, который мы теперь называем Сретением Господним, Духом Святым был приведен в храм, в тот момент когда туда пришло Святое Семейство исполнить Закон.  Он убедился, что на землю пришeл Спаситель, которого родила именно Дева; и теперь можно спокойно умереть. Вот почему Симеон и сказал те слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Эти слова стали началом одной из первых молитв, которая называется «Песнь Симеона  Богоприимца», которая звучит во время каждого вечернего  богослужения. 
 
По преданию, святой Симеон прожил более 300 лет, отягченный старость  терпеливо ожидания исполнения пророчества.   Завершение земных дней святого стало символом завершения эпохи Ветхого Завета. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплeнное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» — писал епископ Феофан Затворник. 

Святой праведный  Симеон, обратившись к Богородице и показав на Младенца пророчески изрек: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
На иконе «Умягчение злых сердец», иллюстрируя именно эти слова Симеона Богоприимца, тело Богородицы пронзают несколько мечей — то самое «оружие». 
 
Не только святой Симеон приветствовал Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме. В главном священном месте того времени находилась и благочестивая вдова Анна-пророчица. Предание сохранило даже еe возраст — 84 года. Анна-пророчица тоже узнала в Младенце Спасителя, подошла и поклонилась Ему, а потом понесла радостную весть о долгожданном пришествии Мессии жителям Иерусалима - о Сретении Господнем. 

Праздник Сретенья Господня, как любое церковное событие дает нам важные уроки. Во-первых, этот праздник нам говорит о том, что  нельзя сомневаться в предопределениях и судьбах Божиих, которые назначены для человека. Во-вторых, не забывать об утвержденных Святой Церковью законах, а именно, что в восьмой  день по рождению младенца  его в первые приносят в храм для наречения имени, а в  сороковой день в храм должна явится и мать (роженица) и ребенок, дабы над роженицей была совершена очистительная молитва, а  ребенка посвящали  Богу.  Богородица не имела нужды в очищении, но принесла Богомладенца в храм, дабы исполнить Закон. Тем паче вызывает недоумение и глубокое сожаление о современные  христианах, людях Нового Завета, искупленных драгоценной Кровию Господа, позабывшие и восьмой и сороковой день по рождении ребенка.   От этого, так часты проблемы и болезни новорожденных. 

Также, перед началом Литургии в этот праздничный день, согласно Требнику совершается освящение сретенских свечей.  После освящения свечей, их трижды возжигают во время Божественной литургии, во время чтения Евангелия,  Херувимской песни и Евхаристического канона, от слов «Станем добре, станем со страхом. Вонмем…» (по Символе Веры) и до слов священника «Изрядне Пресвятей…», когда хор исполнит «Достойно есть».   Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно сретенские свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся в моменты важных жизненных проблем, когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.  Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, поэтому нельзя  церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и в конце концов приводит к абсолютно противоположному результату. Также сретенскую свечу  по обычаю, дают в руки умирающему, как символ  того света, который  узрел праведный Семеон, дабы душа умирающего сподобилась уйти с миром и жить во свете Небесного Царства.  
 
Те огарки,  которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм.

                                   Тропарь Сретения Господня
глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

                                 Кондак Сретения Господня
глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

                Молитвы на сороковой день по рождению младенца.
 
Родившая вместе с младенцем склоняет голову, священник благословляет их и, возлагая руку на голову матери, произносит: «Господу помолимся». 
«Господи Боже Вседержитель, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Своим словом создавший всю словесную и бессловесную природу и все приведший к жизни из небытия! Ты по Своей воле спас Твою рабу (имя), поэтому Тебе мы молимся и Тебя просим: очисти ее, пришедшую в Твой святой храм, от всякой нечистоты и от всякого греха, чтобы она удостоилась, не подвергаясь осуждению, причаститься Святых Твоих Тайн».

Молитва над матерью младенца: «Господи Боже наш, Ты пришедший для спасения человеческого рода, прийди и к рабе Твоей (имя) и, так как исполнилось сорок дней, то, омывши ее от телесной и душевной нечистоты, удостой ее через меня, Твоего священнослужителя, входа в храм Твоей славы и сделай ее достойной причащения Твоего Драгоценного Тела и Крови. Ибо свято и прославлено Твое многочтимое и величественное имя с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». 
Вторая молитва над младенцем. Священник благословляет его и, возлагая руку на его голову, молится: «Господу помолимся». 

«Господи Боже наш! Ты, будучи младенцем, принесен был в сороковой день Твоей Святой и Девственной Матерью Марией в ветхозаветный храм и принят в объятия праведного Симеона. Поэтому, Всесильный Владыка, Ты Сам благослови и этого младенца, принесенного, чтобы явиться пред Тобою – Творцем всех, и, как Один Господь сохраняющей младенцев, возрасти его для всякого доброго и угодного Тебе служения, удаляя от него знамением Твоего Креста всякую диавольскую силу, чтобы он, удостоившийся святого крещения и сохраняемый с нами благодатью Святой Единосущной и Нераздельной Троицы, получил и наследие избранных Твоего Царства, Ибо Тебе принадлежит всякая слава, благодарение и поклонение, с Безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».


Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020