Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Вселенская родительская суббота

Вселенская родительская суббота

Заупокойные службы – это самый лучший адвокат
о душах усопших. Заупокойные службы 
обладают такой силой, что могут даже 
вывести душу из ада.
Старец  Паисий Святогорец


Накануне Вселенской родительской (мясопустной) поминальной субботы во всех храмах Абхазской Православной Церкви были совершены парастасы- заупокойные вечерние богослужения. В самый день субботы будут совершены заупокойные Божественные литургии, по окончании которых будут совершены родительские вселенские панихиды.

В определенные Уставом дни года Святая Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом: 1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого Поста, перед воскресеньем, называющимся "Неделя о Страшном Суде"; 2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого Поста; 3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы. Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные вечерние богослужения, а после Литургии  вселенские панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.

Также вселенская родительская суббота называется «родительской», хотя мы поминаем не только родителей и родственников, но подчас людей,  с которыми мы не связанны никакими родительскими связями.  Во-первых, суббота «родительская» потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир  и наш первоочередной  молитвенный долг –  за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – нашим родителям и предкам. 

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.
Душа проходит мытарства. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления. 

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

В первую вселенскую родительскую (мясопустную) неделю, перед воспоминанием о Страшном Суде, Святая Церковь  молится об умерших, дабы они вместе с нами  стали «одесную Судии», особенно молится  о тех умерших, которые были лишены церковного напутствия и молитв. О них говорит Синаксарь:  «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».*

Кроме того, молитвами об усопших в этот день, Святая Церковь напоминает нам  о неизбежной  и для нас кончине  и предстоящих всем нам испытаниях, чтобы устрашив  этим, сделать нас более готовыми  к подвигам наступающего спасительного поста. 

*За самоубийц молитвы в Церкви не совершаются никогда. Но все молитвы, милостыни, заказные службы** совершаемые  за крещенных усопших родственников (НЕ САМОУБИЙЦ), дают по словам отцов Церкви некое утешение умершим по своей воле.  

** Заказные службы- проскомидии, заказные заупокойные обедни, парастасы, панихиды, милостыня, свечи приобретаемые и возжигаемые в храме. 


Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020