Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Неделя 5-ая Великого поста. Прп. Марии Египетской

Неделя 5-ая Великого поста. Прп. Марии Египетской

Сегодня накануне воскресного дня 5-ой недели Великого поста, в Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум было совершено всенощное бдение, которое возглавил и.о. управляющего Абхазской Православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа, ему сослужил  настоятель  храма Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца с. Кутол, иеромонах Давид Гвазава. 

Для всех православных еще ближе становиться великий день Воскресения Христова. Пройдена часть пути, и Святая Церковь ободряет постящихся, показывая им примеры и образцы высоких духовных подвигов и возможность для каждого спастись. В пятую неделю Великого поста Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги великой святой, восставшей из глубины греха к беспримерной высоте духовности.  Житие преподобной Марии Египетской  - величайший пример для верующих и образец истинного покаяния.  Мария Египетская в жизни своей соединила и явила две противоположности, - бездну греха и высоту благочестия и добродетели.  

С юных лет Мария оставила родителей, и отправилась на поиски удовольствий на широком торжище порока. 17 лет провела Мария в плотских наслаждениях, все более и более углубляясь в пороки. Но однажды решив разнообразить свою преступную жизнь Мария отправилась с паломниками в Иерусалим, ведя такой образ жизни, что казалось для нее уже нет исхода из греховной глубины.  По прибытию в Иерусалим, Мария единственная не смогла войти в храм, ее как будто не пускала незримая сила. И вот в бесполезных попытках войти в храм Мария поняла что ее не пускает Господь. 

Там же на паперти храма Мария осознала всю свою жизнь и стала плакать, бить себя в грудь и просить прощения. Сквозь слезы увидела девушка над входом в храм икону Богородицы. В стыде и горькой скорби обратилась грешница к Пресвятой Заступнице обещая исправить свою жизнь и до смерти вести целомудренную жизнь. И молитва ее была услашана, при невидимом предстательстве Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Мария смогла войти в храм и преклониться пред Животворящим Древом. По выходе из храма, Мария опять перед той же иконой стала на молитву, призывала Богоматерь и просила наставления в пути покаяния.  Во время молитвы Мария услышала глас: "аще Иордан прейдеши, добр покой обрящеши". Будущая святая оставила Иерусалим, приобщилась св. Тайн в церкви Иоанна Крестителя, находившейся близ Иордана, и уединилась в пустыню, где пребыла 48 лет, почти без пищи и одежды, день и ночь оплакивая грехи свои. На 48 году уединенной, многотрудной  жизни, встретил ее в пустыне во время св. Четыредесятницы преподобный Зосима, - инок обители, который, по обычаю удалившись из монастыря на дни поста, искал в пустыне образец высшего иноческого самоотвержения и нашел  его в той, которая была некогда образцом порока. К тому времени святая Мария была внешне подобием человеческого тела, совершенно иссохшего и опаленного солнцем, но духовно просветленной.  

Прп. Зосиме открыла Мария Египетская свою жизнь: "Верь мне, отче Зосима, семнадцать первых лет пребыла я в пустыне этой, борясь с моими безумными похотями, как с лютыми зверями: когда рождался позыв на пищу, мне хотелось мяса и рыб, какие вкушала я в Египте; любившая в мире вино, иногда я не могла утолить своей жажды и каплею воды; много страдала от голода и зноя, много от болезней. Прежние вожделения, как пламень, пожирали мою внутренность; приходили на мысль прежние соблазнительные песни и возмущали покой души моей; преступные пожелания волновали кровь и заставляли меня повергаться ниц, биться об землю и со слезами просить высшей помощи. Я старалась припоминать мои обеты и противопоставить их внутренним борениям плоти, призывала в помощь Божию Матерь, мою сподручницу, плакала горько и долго, по целым дням и ночам, и только тогда освещал меня сладкий свет и рассеивал смутные помыслы".

Семнадцать лет провела Мария среди темной жизни в мире; семнадцать лет продолжалась и тяжкая борьба ее с греховными вожделениями, и, наконец, посетил добровольную мученицу вожделенный покой духа - плод чрезвычайных трудов и подвигов, благодатный мир. С тех дней  Мария возвысилась над плотью и миром: прп. Зосима видел ее в словах прозорливой, во время молитвы вознесенной от земли и стоящей на воздухе, переходившей двукратно по водам Иордана, как по суше, предвидевшей за год кончину свою. Поведав свою жизнь, преподобная просила его прийти чрез год в пустыню во время Великого поста со св. Дарами для ее приобщения. Прп. Зосима исполнил ее  желание. 

Приняв Тело и Кровь Иисуса Христа и таинственно соединившись с Ним, великая подвижница пустыни умоляла преподобного прийти на то же место и в то же время и в будущий год, но тогда Зосима нашел ее уже умершею, и честные мощи ее предал погребению.  Вскоре по причащении от преподобного, она преставилась в 530 году 1 апреля. 

Истинное покаяние изглаживает самые тяжкие грехи, и может вознести  кающегося на высокую степень духовного совершенства.  В песнях канона раскрывается притча «О богаче и Лазаре». Изображением этой притчи дается урок подвизающимся в посте, чтобы они, постясь телесно, постились и духовно, то есть помогали нуждающимся, и облегчали участь страждущих; а страждующим и неимущим внушается терпение и великодушие, по примеру Лазаря, который за эти добродетели «в раи сладости сподобился». Внушая постящимся необходимость милостыни, св. Церковь воспевает: «несть царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостью; тем же не богати внидут в него, но те, которые сокровища свои в руки нищих влагают; об этом и Давид пророк глаголя (говоря); праведный муж милует весь день, наслаждаяйся Господеви, и во свете ходяй, не поткнется (не споткнется); сия же вся наказанию нашему написашеся, яко да постящийся благостыню творим». 

Воскресное Евангелие 5-ой недели Великого поста возвещает о приближающемся времени наступающих Страстей Христовых, а в апостольском чтении раскрываются спасительные действия и Крестная Жертва Спасителя. Этими напоминаниями притча о богатом и Лазаре и страданий, смерти и воскресения спасителя св. Церковь приводит 5-ю неделю в соотношении с наступающим окончанием подвига Великого поста и соединенным с ним воспоминаниями. 

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020