Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Неделя 3-я по Пасхе Жен-мироносиц

Неделя 3-я по Пасхе Жен-мироносиц

Миро Христу ученицы приносят,
 Я же им песнь, словно миро, несу.

Сегодня в день празднования святых жен-мироносиц в и.о. управляющего Абхазской Православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа совершил праздничную Божественную литургию в Успенском соборе с. Лыхны. Ему сослужили настоятель Успенского собора с. Лыхны  иерей Сергий Басов и  настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Кутол иеромонах Давид (Гвазава). В Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум литургию совершил клирик собора игумен Афанасий (Ковальчук). 

В третью неделю по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование святым женам-мироносицам, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Из них женщины были подлинными и самыми первыми свидетельницами воскресения, Иосиф же и Никодим – свидетелями погребения, то есть всего того, что в нашем учении есть самое важное и насущное. Никодим, не склонившийся к единомыслию с иудеями, немедленно отлучается от синагоги. Иосиф же, после погребения тела Господня вверженный иудеями в яму, силою Божией исторгается оттуда и попадает к себе на родину в Аримафею. 

И Христос по восстании является ему, пребывающему в узах, и вверяет всю тайну Воскресения. Невзирая на многие страдания от иудеев, он не почел возможным тайну эту молчанию предать, но открыто изъяснял происшедшее всем. Рассказывают также, что Никодим в своих сочинениях раньше других подробно изложил все относящееся к страданию и Воскресению Христову, ибо принадлежал к синагоге и в точности знал замыслы и речи, проще же сказать, все дела иудеев.

Оттого и причисляются они с Иосифом, как мы сказали, к истинным свидетелям погребения вместе с женщинами, видевшими Воскресение, и вспоминаются здесь после предшествующего уверения Фомы, поскольку уверение это – то, что наступило, как говорит евангелист после восьми дней (Ин.20,26) – установлено вспоминать прежде. Именно они, женщины, первыми увидели воскресение и благовестили о нем ученикам. Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение, и первым услыхавший: В болезнех родиши чад (Быт.3,16), первым и радости внял.

Мироносицами же названы вот почему. Когда Иосиф и Никодим с наступлением Пасхи – ибо та наступавшая суббота была великий день (Ин.19,31), – спешили в продолжение пятницы предать тело Господа погребению, то, по иудейскому обычаю, помазали его миром, но не надлежащим образом, ибо плащаницей обвили и гробу предали после того, как возложили сверху преимущественно смирну с алоэ. Почему и женщины те, питавшие, как ученицы, пламенную любовь к Христу, купили драгоценного мира и пришли ночью (как по опасению иудеев, так и согласно обычаю), чтобы пораньше оплакать и помазать Его, восполнив то, что по недостатку времени упустили тогда. Когда же пришли, узрели различные видения: двух светозарных ангелов внутри гробницы и другого, на камне сидящего. После чего видят Христа и поклоняются Ему, а Магдалина расспрашивает Его, точно садовника, о Нем Самом.

Итак, много было мироносиц, но евангелисты, упоминая лишь самых выдающихся, умалчивают о других. Вот кто были они. Первая среди всех – Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов (ср.: Мк.16,9). Согласно преданию, она, явившись в Рим после Вознесения Христова, возвещает о Христе кесарю Тиверию и Пилата с первосвященниками новой смерти предает, а по прошествии времени умирает в Эфесе и погребается Иоанном Богословом. Царь же Лев Мудрый переносит тело ее в Константинополь. Вторая – Саломия (см.: Мк.15,40) – та, что, будучи дочерью Иосифа-обручника, имела мужем Зеведея. От нее родились евангелисты Иоанн и Иаков. Ибо у Иосифа было четверо сыновей – Иаков, называемый в Евангелии «меньшим», Иосиф, Симон, Иуда, и три дочери – Эсфирь, Фамарь и Саломия, жена Зеведея. И потому, когда читаем в Евангелии о Марии, матери Иакова меньшего и Иосии (см.: Мк.15,40), должны понимать, что это Богородица, ибо Богоматерь считалась матерью детей Иосифовых.

Таким образом, отсюда выходит, что евангелист Иоанн – племянник Христа, как сын Его сестры. Третья из мироносиц – Иоанна, жена Хузы, который был доверенным лицом и домоправителем царя Ирода (см.: Лк.8,3). Четвертая и пятая – Мария и Марфа, сестры Лазаря, шестая – Мария, жена Клеопы, седьмая – Сусанна. Было и иных весьма много, как повествует божественный Лука, говоря: Многие другие, служившие Христу и ученикам Его имением своим (Лк 8 3). А поскольку они проповедовали Воскресение и много содействовали нашим учениям в удостоверении и нерушимом утверждении Христова Воскресения, Церковь Божия приняла обычай праздновать после Фомы и им, как первым, кто видели Христа по восстании из мертвых, возвестили всем спасительную проповедь и образом жизни более всего последовали Христу, как и подобало женщинам, от Него научившимся.

Воскресение жен-мироносиц истинно женский православный праздник, воспевающий душу и сердце женщины-христианки.  Это праздник женского сердца… святые мироносицы всем сердцем возлюбили Господа, следовали за ним, слушали Его, служили Ему. Отличие  женского и мужского сердца в том, что мужское сердце может быть грубым, черствым и даже жестоким. Женское же сердце мягко и любвеобильно. Женские сердца познают все великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские. Господь знал мужское сердце и женское; Он знал, что апостолы с великим трудом поверят Его Воскресению, что мироносицы поверят гораздо легче, скорее, и потому явился им первым. 

                                    Тропарь
 глас 2

Благообразный Иосиф/ с древа снем Пречистое Твое Тело,/ плащаницею чистою
обвив,/ и благоуханьми во гробе нове закрыв положи.
" Но тридневен воскресл еси, Господи,/ подаяй мирови велию милость.


                                    Тропарь
 глас 2
 Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть
 прилична,/ Христос же истления явися чуждь.
 " Но возопийте: воскресе Господь,/ подаяй мирови велию милость.

                                     Кондак
 глас 2
 Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматери Евы утолил еси воскресением
 Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:/ Cпас воскресе
 от гроба.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022