Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМИФУНТСКИЙ

Сегодня в день памяти великого святого свт. Спиридона Тримифунтского, в храме сщмч. Ипатия Гангрского была совершена Божественная литургия. Ее совершил настоятель храма, управляющий делами Абхазской Православной Церкви протоиерей Александр Яблоков.

Господь желает спасения каждому человеку, и ради этой благой цели Он совершает множество чудес и знамений через избранных Им святых. Таким преблагословенным служителем Божьим был епископ Спиридон Тримифунтский, который явился миру, когда мгла языческого безбожия, окутывавшая города и селения великой Римской империи, стала рассеиваться под яркими лучами истинной веры Христовой.

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец, родился около 270 года на острове Кипре, в деревушке под названием Аския (Ассья) недалеко от Тримифунта (Тримитусы). О детстве и юности Спиридона, о его родителях не сохранилось никаких достоверных сведений, известно лишь, что они были простые крестьяне, а сам будущий Святой в детстве пас овец и коз (его принято изображать на иконах в пастушьей шапочке, сплетенной из ивовых прутьев). Он не получил никакого образования, но от природы имел здравый ум, светлую и добрую душу. Воспитанный в христианском благочестии, добродетельный и незлобивый Спиридон вел чистую, богоугодную жизнь; необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих людей: бездомные находили у него приют, а странники - пищу и отдых; для каждого человека, независимо от возраста и социального положения, он был неиссякаемым источником благодеяний. Он оказывал помощь в различных житейских нуждах, но более всего заботился об исцелении греховных язв. Отличительными чертами его были трогательная простота, смирение, искренность и кротость, он был подлинным воплощением любви. Благодать Божия, почивавшая на нем, и его природная сообразительность развили в нем мудрость, перед которой терялись величайшие философы того времени.

Еще в молодости он женился на честной целомудренной девушке, у них родилась дочь Ирина, которую святой Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжелой потери Святой не впал в уныние, а еще усерднее продолжил служение Господу своими добрыми делами. Всей своей жизнью «он наглядно показал, что, живя в миру, семейно, делами милосердия и любви, всецелой преданности Господу и Его Святой Церкви можно достичь святости и спастись».

После смерти местного священника духовенство и все жители Тримифунта и окрестных деревень единодушно избрали Спиридона первым епископом Тримифунта, убедили его стать пастырем их душ. Образ жизни Святителя после этого не изменился: с раннего детства он привык довольствоваться малым, и в высоком архиерейском сане, не гордясь своим влиятельным положением, являл местным жителям пример добродетельной жизни, по великому смирению продолжая кормиться трудами рук своих. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь не оставил Своего верного служителя без милости: Он щедро наградил этого истинного поборника веры даром прозорливости и чудотворения. Святитель Спиридон исцелял неизлечимо больных, врачевал не только телесные, но и душевные недуги людей, изгонял бесов и даже воскрешал мертвых. Особым даром Святителя была власть над силами природы - по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь, рассеивались грозовые облака, останавливал свое течение водный поток. Он был для своей паствы заботливым и любвеобильным отцом, умел сострадать каждому в его горестях и скорбях, соединяя пастырское служение с делами милосердия.

Житие святителя Спиридона изобилует дивными чудесами.

Однажды на Кипре случилась продолжительная засуха, после которой наступил голод, унесший многие жизни. Тяжело было святителю Спиридону видеть страдания людей и, подобно великому пророку Илии, Святой обратился с горячей молитвой к Богу. Небо тотчас покрылось со всех сторон облаками, но что самое удивительное - чтобы кто-нибудь не подумал, что дождь пошел естественным образом, облака долго стояли на одном месте, дождь не начинался до тех пор, пока Святой вновь не обратился ко Господу. И Тот не презрел молитв раба Своего: вместе со слезами, которые текли из глаз святого Спиридона, пошел дождь. Земля, досыта напоенная влагой, дала обильный урожай, и жители были спасены.

Доброта Святого соединялась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. Через несколько лет голод вновь обрушился на страну. Некоторые торговцы в погоне за прибылью придерживали зерно в ожидании более высоких цен. К одному из них пришел крестьянин: засуха оставила его без урожая, и вся семья сильно страдала от голода. Бедняк просил дать ему зерна в долг под проценты, но торговец был неумолим. Изнеможенный и отчаявшийся человек отправился к святому Спиридону и рассказал о своем горе. Святитель утешил его: «Не горюй, вскоре твой дом будет полон хлеба, а тот, кто сегодня обрекает твою семью на неминуемую смерть, завтра будет упрашивать тебя взять у него зерно без платы». Думая, что Святой сказал это только для того, чтобы его утешить, бедняк ушел в печали. Но случилось так, как предсказал Святитель - ночью по воле Божией пошел сильный дождь и смыл амбар жадного хлеботорговца, потоки воды унесли все его зерно. Утром растерявшийся богач бросался ко всем, в том числе и ко вчерашнему просителю, с просьбой взять столько, сколько кто пожелает, лишь бы помочь спасти оставшееся зерно. Многие из нуждавшихся приходили и собирали пшеницу, разнесенную потоками по дорогам, набрал себе вдоволь и тот крестьянин.

Так Господь наказал богача за жадность, а бедняка избавил от нищеты и голода. Но урок этот не пошел торговцу впрок, он был недостаточно научен потерей и не излечился от скупости.

Вскоре после наводнения другой крестьянин стал просить у него хлеба взаймы, обещая вернуть сторицей после сбора урожая, но торговец требовал от него большой залог, которого у бедняка не было. Этот человек также отправился к епископу Спиридону за помощью. Владыка велел не унывать и надеяться на помощь Божию. На следующий день Святитель сам пришел в дом несчастного, принес золото и сказал: «Отдай это торговцу и возьми у него зерно, а когда соберешь урожай и у тебя будет излишек хлеба, выкупи этот залог и принеси его мне». Бедняк так и поступил. Посеял зерно, снял урожай, который, по молитвам Тримифунтского чудотворца, выдался необыкновенно богатым, выкупил золото и принес своему благодетелю. Спиридон взял золото и предложил крестьянину пройти в сад поблагодарить Того, Кто пожалел его и так щедро дал взаймы. Войдя в сад, Владыка положил золото около трещины в ограде и стал молиться: «Господи мой, Иисусе Христе! Своей волей все созидающий и претворяющий! Повели и этому золоту, ранее превращенному Тобой из животного, опять принять первоначальный вид». Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая, извиваясь, уползла в свою нору. Ради нужды ближнего прошением своим претворил святитель Спиридон змею в золото, а потом из золота опять сделал змеей. При виде этого чуда крестьянин упал на колени, славя Господа и святого Спиридона.

Завистники оклеветали одного из друзей епископа Спиридона, безо всякой вины тот был заключен в тюрьму и осужден на смерть. Узнав об этом, Святитель поспешил ему на помощь. В ту пору были сильные дожди - река на пути Святителя разлилась, а переправы через нее не было. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель Спиридон, с твердой верой во всемогущество Божие, приказал водному потоку расступиться. Река остановилась в своем течении, образовался проход, который держался до тех пор, пока Святитель и все его спутники, «яко по суху», перешли на другой берег. Потом же река вновь потекла своим обычным путем. Свидетели этого чуда поспешили к судье и рассказали ему о приближении Святого и о том, что он совершил по дороге. Судья с почетом принял святителя Спиридона и тотчас отпустил его невиновного друга.

Выдающийся византийский агиограф X века Симеон Метафраст уподоблял святителя Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства и приводил следующий рассказ из жизни Святого.

Однажды во время Великого поста в дом епископа Спиридона пришел странник. Видя, что путник очень утомлен и голоден, Святитель велел своей дочери омыть гостю ноги и накормить его. Но так как сам Святитель был очень строгим постником и в дни Четыредесятницы вкушал пищу только в определенный день, а в прочие обходился без еды, в доме не было нужных припасов. Ирина сказала, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святитель Спиридон велел ей поджарить хранившееся в запасе к окончанию поста соленое свиное мясо. Святитель видел, что ослабевшему путнику надо было набраться сил перед дорогой. Усадив гостя за стол, Святитель благословил трапезу, но путник отказался есть мясо в пост, сказав, что он христианин. Тогда епископ Спиридон заметил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: "Для чистых все чисто"».

За чистоту своего сердца уже здесь, на земле, святитель Спиридон был удостоен лицезреть Ангелов небесных. Они сослужили Святому в храме Божием.

Епископ Спиридон пришел в церковь к вечерне; случилось так, что в храме никого не было, кроме церковнослужителей, но Владыка велел возжечь множество свечей и лампад, а сам в духовном умилении встал перед алтарем. Началась служба и, когда епископ Спиридон возгласил: «Мир всем!», а в храме некому было дать положенный ответ, вдруг сверху послышалось великое множество голосов: «И духови твоему!», и после каждого прошения ектении сверху раздавалось дивное пение: «Господи, помилуй!». Хор этот был велик и строен, сладкогласнее всякого пения людского. Дивные звуки услышали люди, находившиеся далеко от церкви. Чудесное пение услаждало сердца, но когда они вошли в храм, то не увидели никого, кроме епископа Спиридона с немногими церковными служителями.

Однажды, когда святитель Спиридон стоял в церкви во время богослужения, в лампаде закончился елей, и пламя стало угасать. Святой огорчился, что погаснет лампада и нарушится стройный чин богослужения, но Господь утешил его: лампада чудесным образом наполнилась елеем, который стекал на землю, сверкая огненными струями. Церковные служители принесли сосуды, поставили под чудотворной лампадой и собирали обильно изливавшийся елей. Сразу после завершения богослужения истечение масла прекратилось, однако дарованного Господом елея еще хватило надолго для освещения храма.

В 325 году император Константин Великий созвал в городе Никее Первый Вселенский Собор, целью которого было определение основных истин Православной веры и осуждение ереси Ария. Основным догматом христианства является данная через Божественное Откровение истина о Святой Троице. Доктрина Ария, не признававшего полноты Божественности Спасителя, подрывала основу христианского учения о триединстве Божества. Созыв Вселенского Собора стал огромным событием в жизни Церкви. Впервые встретились представители всех Поместных Церквей, чтобы обсудить важнейшие церковные дела. Отправился в путь и святитель Спиридон. Предание сохранило некоторые удивительные рассказы о том, что происходило с ним во время этого путешествия.

...Старец Варсонофий Оптинский любил рассказывать случай из жизни Святого: «Когда святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, довелось ему остановиться на ночлег в одной гостинице. Сопровождавший его инок, войдя к нему, спросил: "Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я купил у нашего хозяина. Капуста-то хорошая, впору человеку есть, а лошадь не ест?". "Оттого, - сказал Святой, - что лошадь чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты по той причине, что наш хозяин заражен страстью скупости". Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».

...В другую ночь, когда святитель Спиридон остановился на ночлег, ариане убили лошадей Святого - отсекли у них головы. Святитель повелел вознице приставить головы лошадей к туловищам, усердно помолился, и вскоре лошади были здоровы. Но возница или торопился, или проявил небрежность - встречные удивлялись, увидев на дороге черную лошадь с белой головой и белую лошадь с черной.

...Двенадцать арианских епископов, опасаясь, что на Соборе святитель Спиридон убедит императора Константина в преимуществе Православной веры перед арианской, к которой император склонялся, уговорили его издать указ, запрещающий капитанам кораблей брать на борт епископа Спиридона. После того как ариане отплыли, святитель Спиридон спустился к берегу моря, снял свою монашескую накидку, половину ее положил на воду, а другую половину прикрепил к посоху в качестве паруса и, встав на это сооружение, отдался на милость волнам и ветрам. Он достиг Никеи ранее своих противников. Каково же было их изумление, когда они увидели Святого на Соборе.

На Соборе в Никее присутствовали триста восемнадцать богоносных отцов, в том числе святители Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, епископ Ипатий Гангрский. Присутствовали там и греческие философы. Мудрейший из них, Евлогий, выступил на стороне Ария. Философ обладал даром красноречия, и не было ни одного вопроса, на который он не нашел бы хитроумного ответа в защиту ереси. Святитель Спиридон, увидев, что философ кичится своими знаниями и направляет их против Православной веры, стал просить святых отцов позволить ему вступить в диспут с Евлогием. Но святые отцы, зная, что он человек простой и неискушенный в науках, запрещали ему. Однако епископ Тримифунтский, веря в силу премудрости Божией, обратился к мудрецу: «Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай то, что я тебе скажу Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее видимое и невидимое Словом Своим и Духом. И мы веруем, что Слово есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собой совоскресил весь род человеческий. Мы веруем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание».

Простые слова благодатного старца оказались убедительнее ученых мудрствований философа. Потрясенный до глубины души Евлогий ничего не смог возразить святителю Спиридону. Наконец он сказал: «Ты прав, старец. Я принимаю твои слова и признаю свою ошибку. Пока состязание велось посредством доказательств, я искусством спорить отражал их, но когда вместо доказательств из уст твоих начала исходить особая сила, доказательства стали бессильны против нее. Я больше не могу противиться Богу». Затем философ обратился к своим друзьям и ученикам: «Если кто-то из вас мыслит так же, как я, то уверуем во Христа и последуем за этим старцем, устами которого говорит Сам Бог». Впоследствии Евлогий отрекся от ереси и принял святое Крещение.

На этом же Соборе было явлено чудо, воздействующее не на ум, а прежде всего на сердца колеблющихся в вере.

Святитель Спиридон явил образное доказательство Единства во Святой Троице. Он, сотворив крестное знамение, взял в правую руку плинфу, обыкновенный глиняный кирпич, и стиснул его: «Во имя Отца!», и в это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «и Сына!», вниз потекла вода, «и Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. «Вот три стихии, а плинфа одна, - сказал тогда Святитель. - Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

Таким чудесным доказательством епископ Спиридон объяснил арианам исповедуемое православными Единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. Все поняли простую мысль: как в простой материи соединяются три естества - огонь, вода и земля, так и в Боге соединились три Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух. Победа Православия была несомненна. Большинство из присутствующих ариан вернулись к исповеданию Православия.

По окончании Собора в Никее, где святитель Спиридон наглядно показал собравшимся силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем Православном мире. Однако, скромный и смиренный, он вернулся на Кипр, чтобы продолжить исполнение своих пастырских обязанностей. В родном городе Святителя ожидало печальное известие - умерла его любимая дочь Ирина. Святитель Спиридон был очень к ней привязан, после смерти матери Ирина усердно ухаживала за Спиридоном, во всем ему помогая. С юных лет она наследовала набожность своего отца и усвоила правила христианского благочестия, которые ей внушали родители. Незадолго до внезапной кончины девушки одна женщина дала ей на хранение ценные золотые украшения, которые Ирина надежно спрятала в доме и не успела вернуть владелице. Святитель был в то время на Соборе в Никее и ничего об этом не знал. Когда к нему пришла хозяйка драгоценностей и со слезами стала просить вернуть золото, Владыка, искренне желая помочь ей, тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Епископ Спиридон посчитал эту утрату собственным несчастьем. Он вместе со своими домашними пошел на могилу дочери. Святой прочитал молитву и, наклонившись над могилой, обратился к мертвой Ирине, как к живой: «Дочь моя! Где находятся украшения, отданные тебе на хранение?». В ту же минуту голос из глубины могилы ответил:

«Господин мой! Я спрятала их в нашем доме». И она указала место, где было укрыто сокровище. Тогда Святой сказал ей: «А теперь спи, дочь моя, пока не разбудит тебя Господь во время всеобщего воскресения». Благоговейный ужас и изумление охватили всех присутствовавших при столь удивительном событии. Вернувшись домой, Святитель Спиридон нашел в указанном месте спрятанные драгоценности и отдал их владелице.

Однажды святитель Спиридон остановился в доме одного странноприимца, здесь к нему пришла женщина-язычница, не умевшая говорить по-гречески, с мертвым ребенком на руках. Безутешно рыдая, она положила у ног Святителя тело своего сына. Никто не знал ее языка, но самые слезы ее свидетельствовали о том, что она умоляет воскресить ребенка. Святитель Спиридон, избегая тщетной славы, сначала отказывался помочь, но был побежден горькими рыданиями матери. Он спросил своего диакона Артемидора: «Что нам делать, брат?». «Зачем ты спрашиваешь меня, отче? - отвечал диакон. - Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь эту несчастную?» Святой Старец, преклонив колени, обратился ко Господу, и молитва его была услышана - Господь вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная этим чудом, упала замертво. Порой и чрезмерная радость бывает вредна для здоровья. Огорченный смертью женщины, смиренномудрый Старец вновь спросил диакона: «Что нам теперь делать, брат?». Диакон повторил свой прежний совет, и Святитель опять прибег к молитве. Затем он сказал умершей: « Воскресни и встань на ноги!». И женщина встала, как бы пробудившись от сна. По молитвам святителя Спиридона Господь и ее вернул к жизни. Всем присутствовавшим при этом Владыка запретил рассказывать об увиденном, и только после кончины Святого, не желая молчать о силе и величии Божиих, Артемидор поведал верующим об этом чуде.

Церковные историки писали о том, что святитель Спиридон чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности, до последнего слова, книг Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других богодухновенных книг.

Иногда проявлял святитель и строгость к тем, кто не желал покаяться и упорствовал в грехе. Один купец, житель Тримифунта, отправился по своим торговым делам в длительную поездку. Он отсутствовал больше года, а когда вернулся, обнаружил, что жена изменила ему и ждет ребенка. Со слезами на глазах обманутый муж пришел к Святителю и рассказал ему о своем позоре. Святой Спиридон позвал согрешившую женщину к себе и строго спросил: «Зачем ты осквернила ложе мужа и обесчестила его дом?». Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась солгать Святому, что она зачала от мужа, и ребенок дожидается отца, чтобы при нем родиться. Отстаивая эту ложь, женщина стала кричать, что ее оклеветали и обидели. Он сказал женщине: «В великий грех ты впала, велико должно быть и твое покаяние. Вижу я, что твое прелюбодеяние привело тебя в отчаяние, а отчаяние привело к бесстыдству. Справедливо было бы понести тебе скорое наказание, но надо дать тебе время для покаяния. Нет у греха такой силы, которая способна превзойти Божие человеколюбие. Господь готов поддержать всех падающих, но для этого ты должна покаяться. Запомни, ребенок не родится, пока ты не скажешь правды». Но безрассудная блудница продолжала дерзко настаивать на своей невиновности.

Слова Святителя в скором времени сбылись. Когда пришло время родить, неведомая сила удерживала плод во чреве. Женщина, несмотря на то, что испытывала страшные мучения, не захотела признаться в своем грехе. Без покаяния, в грехе и позоре она умерла, не родивши, мучительной смертью. Узнав об этом, сердобольный Владыка прослезился, пожалев, что судил грешницу таким судом, и сказал: «Не буду я льше произносить суда над людьми, если сказанное мной так быстро сбывается...»

С тех пор горожане с еще большим трепетом стали относиться к словам Владыки.

Однажды в очень жаркий день святитель Спиридон прибыл в селение Эритра. Он вошел в храм и повелел одному из диаконов сотворить краткую молитву. Так как Владыка был утомлен от долгого пути и зноя, он попросил диакона не затягивать службы. Однако честолюбивый диакон начал нарочно медленно произносить возгласы и петь. Он явно хвалился своим голосом. Богомудрый Спиридон увидел пагубную страсть диакона - тщеславие и, желая смирить гордеца, Владыка - обычно добрый и кроткий - гневно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!». И диакон тут же онемел. Присутствующие в храме люди были поражены силой слова Святителя. Пока епископ Спиридон сам завершил чтение молитвы, весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению и друзья и родственники диакона поспешили в храм. Они стали упрашивать Чудотворца избавить провинившегося от наказания, да и сам диакон, упав на колени и обливаясь слезами, знаками умолял Святителя о прощении. Не сразу Святой исполнил просьбу, он был суров с тщеславными. После отеческого наставления и молитвенного заступничества перед Господом Владыка простил диакона и смягчил суровое наказание - вернул ему дар речи. Однако святитель Спиридон не счел полезным исцелять немого полностью, так как благозвучный голос мог стать причиной нового соблазна. На всю жизнь диакон сохранил следы наказания: он говорил хриплым голосом и немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Он больше никогда не превозносился перед людьми.

Был святитель Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем людей. Все житие Святого поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа; всегда и во всем он был примером истинного благочестия для своих соотечественников. Но как бы ни был праведен человек, по неизменному установлению Божию, неизбежен конец его земной жизни. Святитель достиг возраста 80 лет, и Господь дивным знамением открыл ему приближение дня его кончины: во время летней жатвы святитель Спиридон со своими друзьями собирал урожай и, хотя стояла ясная погода, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали и оросили голову Святого. Волосы Владыки тотчас изменили цвет: часть из них оказалась черной, другая стала белой, а третья приобрела желтую окраску. Друзья епископа Спиридона, помогавшие ему на поле, были поражены столь странным явлением и чудесным изменением его облика. Святой осязал голову рукой и сказал, что приблизилось время разлучения души его с телом - благодаря озарению свыше он узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в Вечные Обители. По прошествии нескольких дней святитель Спиридон во время молитвы предал свою святую и праведную душу Господу. Последние слова Святого были о любви к Богу и ближним. Точный год его смерти не известен. Погребли святителя Спиридона в Тримифунте. Мощи Святого поместили в мраморный саркофаг в храме Святых Апостолов. И через много лет тело Святителя оставалось нетленным и благоухало. В VII веке, вероятно в 691 году, по причине нашествия на Кипр арабских войск мощи Святителя были перенесены в Константинополь; первоначально они хранились в монастыре Богородицы Обрадованной, по соседству с монастырем Христа-Человеколюбца, затем - в храме Богородицы Одигитрии. В последние годы перед взятием Константинополя святые мощи покоились в соборной церкви Святых Апостолов, где почивали и мощи святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых. В 1453 году, после падения византийской столицы, греческий священник Георгий Калохерет (Калохеретис) спас от турок священные мощи. Он спрятал останки святителя Спиридона и праведной царицы Феодоры в мешки и тайно перевез их сначала в Сербию, а затем в 1456 году на остров Корфу (греческое название - Керкира). По другим источникам, мощи спас священник Григорий Полиевкт, который привез их в греческий город Паримисья в области Эпир, а позже передал священные останки своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису уже на Керкире в 1460 году. Георгий Калохеретис завещал мощи святителя Спи-ридона своим сыновьям Луке и Филиппу. Затем святые мощи перешли по наследству дочери Филиппа, Асимии, которая вышла замуж за Стаматия (Стамателлоса) Вулгариса.

Потомки семьи Вулгариса хранили святые мощи до 1925 года, когда святыня была передана церковным властям Керкиры. Первоначально мощи Святителя хранились в храме святого Афанасия, затем они неоднократно переносились из храма в храм. 4 декабря 1577 года венецианские власти выделили семье Вулгарисов в центре Керкиры (главного города одноименного острова) участок земли специально для возведения храма в честь святителя Спиридона. Строительство продолжалось двадцать лет

Мощи были в полном составе, кроме правой руки (десницы), которая, неизвестно когда и по каким причинам, была отделена от тела. Что касается честной десницы, то, по свидетельству Христодула Вулгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в период с 1592 по 1605 годы она была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный церковный историк, поместил святую десницу в церкви Божией Матери Санта Мария в Валличелла (Santa Maria in Vallicella) в Риме. Об этом свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Греческий историк Л.С. Врокинис, ссылаясь на Христодула Вульгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра.

В ноябре 1984 года после длительных переговоров и многих приложенных усилий долгий путь святой десницы завершился. Накануне праздника святителя Спиридона Римская Церковь передала эту святыню церкви Керкиры. Митрополит Керкирский, Паксийский и Диапонтийских островов Тимофей (Тривизас) лично ездил в Рим и привез десницу на остров, дополнив бесценное сокровище.

По сей день святитель Спиридон Тримифунтский один из самых почитаемых и любимых святых Православного мира.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020