Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова

Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова

Сегодня в Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум была совершена Божественная литургия. Ее совершил клирик АПЦ, игумен Афанасий (Ковальчук). По окончании литургии был совершен праздничный молебен.

Святители и вселенские учителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов выдающиеся отцы Церкви, жития которых достойны глубоко изучения и подражания. К сожалению, человек несовершенен и среди просвещенных в вопросах веры мужах разгорелся спор о том, кто из них более велик. Случилось это в Константинополе, во дни императора Алексея Комнина. Народ Константинополя разделился на три лагеря. Первый лагерь выступал за то, чтобы предпочесть св. Василия, так как он сумел объяснить тайны природы, был тверд нравом и нелегко прощал согрешения, был чужд всего земного, а также являлся главой Церкви в борьбе с ересями, был строгим и требовательным пастырем. Во втором лагере превыше всех почитали свт. Иоанна Златоуста, как человеколюбивейшего и непревзойденного в красноречии пастыря, призывавшего грешников к покаянию, чуткого к людям. Несмотря на то, что был расположен к помилованию грешников, святитель побуждал народ к совершенствованию и жизни по евангельским заповедям. Свт. Иоанн глубоко и искусно толковал слово Божие, своим примером учил, как применять его в повседневной жизни.

Третий лагерь христиан хотела признать главным святителя Григория Богослова. Сторонники святителя говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоил мудрость и красноречие греческого мира, что убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи он превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.

Раздор среди христиан достиг такой степени, что одни стали стали именоваться Иоаннитами, другие Василианами, а третьи Григорианами. Казалось, что примирение уже невозможно, так как споры и перебранки стали бесконечными.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом — едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января (старый стиль), чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. Память вселенских учителей и святителей, их житие и посмертный завет учат нас быть едиными в вере, искоренять всякую злость и непримиримость, чтобы по «Любви между нами» узнавали в нас христиан.

Тропарь Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

Яко апостолов единонравнии / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение: пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2020