Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Второе воскресение Великого поста. Свт. Григория Паламы

Второе воскресение Великого поста. Свт. Григория Паламы

Сегодня в Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум была совершена Божественная литургия. Ее совершил клирик собора игумен Афанасий (Ковальчук).

Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь совершает память свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Свт. Григорий Фессалоникийский и богословские споры XIV века, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный.

Родился будущий святитель в 1296 г. в Константинополе. Там же получил образование. После ранней смерти отца, сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников. Но, несмотря на успех в мирских науках Григорий оставался глубоко равнодушным к политике и миру. В 20-летнем возрасте он покинул дворец и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительного богословия. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством прп. о. Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

В 1325 г. из-за турецких нападений на Святую Гору он, наряду с другими монахами, вынужден был ее покинуть. В Фессалониках Григорий по просьбе своих спутников-монахов принял священнический сан. Оттуда он направился в область Верии, города, в котором некогда проповедовал апостол Павел, где продолжил подвижничество. Пять дней в неделю, затворившись в тесной келье-пещере, находившейся на склоне заросшей густыми зарослями скалы над горным ручьем, он предавался умной молитве. В субботу и воскресенье он выходил из своего уединения для участия в общем богослужении. В 1331 году будущий святой вернулся на Святую Гору, где собирался подвизаться в безмолвии пустыни. Так бы и случилось, если бы не ученый монах Варлаам. Спор свт. Григория и монаха Варлаама продолжался 6 лет.

Варлаам происходил из православной греческой семьи, хорошо знал греческий язык. Он посетил Византию и, в конце концов, оказался в Салониках. В середине тридцатых годов XIV в. оживились богословские дискуссии между греками и латинянами. В ряде своих антилатинских сочинений, направленных, в частности, против латинского учения об исхождении Святого Духа и от Сына, Варлаам подчеркивал, что Бог непостижим и что суждения о Боге не доказуемы. Тогда Палама написал аподиктические слова против латинского новшества, подвергнув критике богословский «агностицизм» Варлаама и его чрезмерное доверие авторитету языческой философии.

Это было первое богословское столкновение двух мужей. Второе произошло в 1337 г., когда Варлаам был оповещен некими простыми и неграмотными монахами о некоем техническом способе, который применяли исихасты при творении умной молитвы. Изучив также некоторые сочинения исихастских отцов, посвященные молитвенному деланию, он неистово напал на исихастов. На Григория Паламу было возложено опровержение нападок Варлаама. Личная встреча мужей не привела к положительному результату, а еще более обострила противоречия. На Константинопольском соборе 1341 г. Варлаам, обвинявший исихастов в неправильном способе молитвы и опровергавший учение о нетварном Фаворском свете, был осужден. Варлаам, хотя и испросил прощение, в июне того же года уехал в Италию, где принял затем римокатоличество и стал епископом Иеракским.

Монах Варлаам был первым из многих противников святителя, рассуждения которых становились еретическими и соблазняли много людей. Следующими в полемику с свт. Григорием вступили Григорий Акиндин и Никифор Григора.

Жизнь свт. Григория Паламы удивительна и увлекательна. В ней мы встречаем и заточение в тюрьму, и несправедливые обвинения, борьбу и лишения, турецкий плен, во время которого святой пытался обратить турков в Православие, отлучение от Церкви, а затем оправдание и провозглашение его «защитником благочестия».

Святитель Григорий Палама умер в возрасте 63 лет, оставаясь пастырем своей епархии, где и был прославлен как местночтимый святой. А в 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.

Тропарь святителя Григория Паламы

Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Паламы

Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022