Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Разнообразный смысл и значение слова «Церковь»

Разнообразный смысл и значение слова «Церковь»

Слово «церковь» употребляется в Св. Писании и у отцов церкви в чрезвычайно разнообразных значениях. В виду этого представляется необходимым, указать различные значения слова «церковь», точнее определить понятие церкви Христовой или что тоже, церкви спасающей.

Слово «церковь», по переводу с греческого языка, означает собрание, соединение, общество. Так изъясняет это слово и св. Златоуст в первой беседе на первое послание к коринфянам: «церковь имя, говорит он не разделения, но соединения и согласия есть имя.» Но так как собрание или общество может быть одинаково как по числу так и по достоинству своих членов, то и слово «церковь» может употребляться и в более широком и в более узком значениях, в приложении к людям благочестивым и людям нечестивым. Так, прежде всего, «церковь» означает совокупность всех разумносвободных существ, «яже на небесех и яже на земли», соединенных под единою Главою Господом Иисусом Христом. (Еф. I,10 с.р. 20-23; Кор. I, 17,20) это самое широкое понятие церкви.

Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно верубщие пребывающие здесь на земле. О такой церкви речь в послании Римл. Гл. XII, 4-5; 1 Кор. XII, 13 ср. ст. 27-28; Еф.V,23-27; Кол. I,24 и др.

Далее церковью называется общество верующих одной какой-либо местности, града даже дома или семейства. Так - в слове Божием упоминается церковь иерусалимская (Деян. VII, 1) антиохийская (Деян. XIII, 1) лаодикийская (Кол. IV, 16) солунская (1 Сол. I, 1; Сол. II, 1) домашняя церковь Акилы и Прискиллы (1 Кор. XVI, 19), церковь Нимфана (Кол. IV, 15) и др.

Иногда церковью именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово "церковь" употребляено, напр. в гл. XX "Деян. Апостольских" (ст. 28) где ап. Павел увещевает ефесских епископов быть внимательными в деле спасения "церкви Господа Бога" (ср. 1 Тим. III, 4-5).

Со вторым значением слово "церковь" употреблено в XVIII гл. Ев. Мф. (ст.17) в словах: повеждь церкви: аще же и церковь прислушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь: "Повеждь церкви", сиречь - повеждь ее председящими, толкует слова Спасителя св. Златоуст (Бес. 50 на Ев. от Матф. ср. "Благовестник" зач. 75). У св. отцов церковью именуются иногда только некоторые свойства, принадлежащие церкви, как собранию верующих. В этом смысле св. Златоуст, напр., говорит: "Церковь не стены церковные, но законы церковные" (Маргар. сл. 5, л. 519; кн. о вере л. 19). Словом "церковь" определяется иногда богослужебное или молитвенное собрание верующих, как в Деян. XI,26; XIV, 27; 1 Кор. XI, 22, ср. ст. 20 и др.

Наконец, церковью назыв. в слове Божием собрание и нечистивых людей; "возненавидших церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду" свидетельствует о себе псаломопевец, св. прор. Давид. (Пс. XXV, 5)

Кроме, гречес. (храм) часто переводится на славянский язык также словом "церковь". В этом смысле церковью наз. храм, т.е. дом молитвы и общественного богослужения, известным образом устроенный (Деян. III, 2-3; XXII, 17; XXIV, 11-17).

В смысле храма или жилища Духа Святаго церковью именуется каждый христианин: «вы есте церкви Бога жива», пишете ап. Павел коринфским христианам. (2 Кор. VI, 16, ср. 1. Кор. III, 16)

В тоем же смысл храма Спаситель назвал церковью тело Свое в словах: "разорите церковь сию и треми деньми воздвигну ю", ("Он же глаголаше", поясняет евангелист, "о церкви тела Своего") (Иоан. II, 19 ср. 21 ст.) а в одной церковной песни ("Покояния отверзи ми двери"...) Церковью называется даже тело христианина (по до-Никоновской редакции: "церковь нашу телесную...").

Очевидно, что не ко всякой из названных нами "церквей" приложимы те обетования, какие даны церкви, основанной Самым Господом, т.е., что она есть "столп и утверждение истины" и пребудет такою "до скончания века". (1 Тим. III, 16; Матф. XVI,18 и XXVIII, 20) Не говорим уже о собрании людей нечестивых, равно как о теле христианина.(эта церковь или храм, по словам церк. песни, "весь осквернен"): по самому существу своему такие церкви не могут быть столпом и утверждением истины. Не относятся Божественные обетования и к земному телу Спасителя, так как это самое тело было предано Господом на страдание и смерть, дабы чрез то "стяжать" или водрузить церковь, во веки неразрушимую. (Деян. XX, 28; Ев. V , 25-27 н.д.) не может быть назван "столпом и утаерждением истины" и каждый христианин в отдельности: как человек, он всегда подвержен опасности падения, и самое принятие благодати Божией, соделывающее его "церковью или храмом Святаго Духа, может оказаться для него, по слову апостола, тщетным" (2 Кор. VI, 4. Ср. 2 Петр. 1,8)

При том же, христианин, какой бы степени нравственнаго совершенства он не достиг здесь на земле, никогда не может считать себя совершенно свободным от недостатков и погрешностей, ибо по слову апостола, "аще речем, яко грехи не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Иоан 1, 8) не относятся Божественныя обетования и к храму , или месту общественнаго богослужения, так как "стены", говорит св. Златоуст "летом (т.е. летами) обветшавают" (Мар. л. 519)

Самое молитвенное собрание верующих так же не может быть признано церковью во веки неразрушимою и непогрешимою, так как, во-первых, такие собрания могут быть иногда и беспорядочными или неблагопристойными (1 Кoр.XI,17-22; Деян.XIX, 32),а во-вторых, они непостоянны и не вечны, но во времени начинаются и во времени оканчиваются, тогда как церковь Христова должна прибывать "во все дни до скончания века"(Мф.XXVII, 20). Определение церкви, данное святым Златоустом, не обнимает определяемого предмета во всей его широте , так, как "вера и житие" необходимо предполагают верующих и живущих по вере, без этих же и последних "вера и житие" - нечто отвлеченное, в действительности несуществующее; равным образом и "законны церковные" предполагают как держащих эти законы, так и руководящихся ими или живущих по ним.

Церковь, как собрание одних только пасомых или одних только пастырей, также не может быть признана церковью Христовой, то есть спасающей, так как пасомые необходимо предполагают пастырей, а пастыри пасомых. Притом же, образом "стада без пастырей" слово Божие пользуется обыкновенно для изображения разсеяния и разложения общества.( 3Цар. XXII,17; Иезек.XXXIV,5) Где разложение, там нет вечности; равным образом - отнятие пасомых у пастырей есть знак Божественного и наказания, постигающего пастырей за небрежное отношение к стаду(Иезек.XXXIV, 10 Иерем.XXIII, 1-4),а Свою Церковь Христос возлюбил так, что и Себя предал за нее(Еф. V,35).

Наконец, нельзя Божественных обетований неодоленности и непогрешимости относить и к частным христианским обществом или церквам, так как, по свидетельству слова Божия, такие церкви могут погрешать и даже могут быть совсем отвергнуты Господом.(Иоанн II,5,15-16)

И так, какой же церкви даны Божественные обетования непогрешимости и вечности, другими словами какая церковь спасающая?

Несомненно, что та только церковь может быть признана "столпом и утверждением истины" или церковью спасающею, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо говорит Спаситель, "без Мене не можете творити ничесоже"(Иоанн XV,5); Господь же , по свидетельству апостола Павла, Спаситель только той церкви, которая в слове Божием именуется его телом: "Христос глава церкви; и той есть Спаситель тела"(Еф.V,23)

Весьма нужно заметить это различие значения слова церковь: потому, что, не различая этих значений, и употребляя места Писания, в которых находится слово церковь, без надлежащего рассмотрения, как нередко поступают отступники от Православия, неизбежно впадешь в разные заблуждения. Ибо, что говориться в Писании о церкви в одном значении, того нельзя сказать о церкви в другом значении. Например, того что можно сказать о церкви, как храме Божием (о здании), нельзя сказать о церкви, как правоверующих людях. Посему Св. Златоуст в беседе на слова: "Предста царица", сказав о церкви, как о верующих людях : "церкви ничто же есть равно", тотчас остерегает слушателей, чтобы они не приняли этих его слов о церкви, как о храме (о оздании), именно: "не глаголи ми стены..., стены летами обветшают; церкви же никогда же стареет"(см.Маргарит., лист 519) Или еще: "вельми церковь Богу возлюбленна есть. Не сия, яже стенами ограждена, но сия, яже верою ограждена" ("Книга о вере",л. 19 на обор.)( Составлена по книге "Истинно древняя и истинноправославная Христова церковь", Григория, Митропол. Новгор. и СПб .М.1883г. стр. 13-18)

Иерей Виссарион (Аплиаа)

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2016