Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

«Христос воскресе из мёртвых смертью смерть по прав и сущем в гробех живот даровав!»

«Христос воскресе из мёртвых смертью смерть по прав и сущем в гробех живот даровав!»

Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (+389г.) говорит «Кто возьмётся образовать защитника истины (священника), который должен стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горный жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира». 

Пастырь должен быть воплощенным любви Христовой, как к Богу, так и к ближнему. Любовь к пастве должна заполнять всю душу пастыря: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал?» - говорит апостол Павел (2кор.11.29; Галл. 4, 19). Любовь пастыря к пасомым в повседневной жизни проявляется во всех случаях соприкосновения его со своими прихожанами: не только во время принесения им Бескровной Жертвы за Божественной литургией, где он особенно молится за них, как о предстоящих людях ожидающих от Господа великой и богатой милости, но и во время совершения им святых таинств и треб церковных. Здесь он должен проникнуться сознанием, что каждый верующий идёт к нему за духовной помощью, а по этому наиболее полное окормление верующих с его стороны, и будет полным проявлением к ним любви, удовлетворение религиозных потребностей верующих с его стороны, будет и полным проявлением к ним любви Христовой; но будет оскорблением святыни Божьей, если Господне дело он будет делать с небрежением. 

Сущность пастырского служения может быть определена, как служение избранных лиц, таинстве Священства, облеченных благодатью Святого Духа, через их личную святую жизнь, учение, их молитвенное предстательство перед Богом, через совершение святых таинств для примирения людей с Богом и единения с Ним в Царстве его вечной славы. В надежде на врачевание благодатными средствами Святой Церкви, молитвами ее пастыре, верующие люди несут в Храм грехи, страдания и скорби, кровоточащие раны совести, греховную волю, заблуждения своего ума. Своим молитвенно смиренным духом, истовым совершением богослужения, пастырь призван воодушевлять паству на искреннюю, внутренносокровенную молитву. Исполнение пастырем своего долга по отношению к пасомым предполагает и наличие соответствующего отношения мирян к своим христианским обязанностям.

Апостол Павел учит о Церкви как о Теле Христовом: «Вы- тело Христово, а порозньчлены». (1. Кор. 12.27); «Тело же не из одного члена, но из многих» (1. Кор. 12.14) «Но теперь членов много, а тело одно» (1. Кор. 12.20); «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос» (1. Кор. 12.12); «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» (1. Кор. 12.26). Таким образом, как в теле каждый член действует не для себя, исключительно, но на пользу всего организма, так и в Церкви, на каждом члене лежит общецерковная забота; как в организме функции членов различны, так и в Церкви не все члены занимают равное положение, но каждому принадлежит особый вид Церковного служения. В Церкви много видов христианского служения, но все они объединены единством цели. Вступление в Церковь совершается через таинства Крещения и Миропомазания. Все члены Церкви имеют свою долю участия во всех проявлениях жизни и деятельности Церкви; в вероучении, в таинствах богослужения, в церковном управлении. 

Служение мирян в Церкви осуществляется через веру, надежду и любовь. Миряне призываются окружить своих пастырей сыновней любовью, уважением и доверием, оказывать им доброхотное повиновение. «Просим же Вас, братья – обращается апостол Павел к солунским христианам, - уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господи, и в вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их». (1. Фее. 5.12), а в другом случае поучает: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязаны дать отчет; чтобы они делали с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13.17). Миряне, должны одновременно находится в молитвенном общении друг с другом и со своими пастырями. Все члены Церкви священнослужители и миряне, должны быть связаны между собой и готовы в любой момент поддержать друг друга: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны, и единомышленны» (Флп. 2.2) «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галл. 62.) 

Следовательно и духовенство, и миряне - полнокровные члены Церкви и активные труженики на ее поприще. 64-е правило VI Вселенского Собора (680-681 гг.) запрещает мирянину выступать в Храме как учителю веры: «Не подобает, мирянину перед народом произносите слово или учите и такое братии на себя учительное достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова…». 

Хотя совершение богослужений является прерогативой иерархии, миряне участвуют в них всегда: они присутствуют за богослужениями, поют, читают, отвечают на возгласы священника и епископа, молятся совместно с ним о совершении таинства Евхаристии; при совершении хиротонии архиерей приглашает мирян к общей молитве за посвящаемого: «Помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа» миряне поют при хиротонии аксиос (Достоин), что свидетельствует об их участии в совершении таинства. 

Из мирян избирает клир. Они могут представлять епископу кандидата для посвящения в иерархическую степень. Апостол Павел говорит о избираемом для священослужения: «Надлежит ему так же иметь доброе свидетельство от внешних» (1.Ти. 3.7), но правилами 4-м и 6-м Первого Вселенского Собора (325г.) избрание епископов ограждено от вмешательства мирян, что бы не вносить в этом строго определенное церковными канонами действие нестроений. Церковь есть дом Божий: в ней Господь Глава. 

Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господе, соединённых в одно тело Главою Христом и одушевляемых одним Духом Божьем, то мы как члены тела Церкви, должны беречь и любить друг друга, как себя, как свою душу и тело, отражать от сердец своих самолюбие, своекорыстие, зависть, неприязнь, гнев, вражду, злопамятство, блуд, невоздержание прощать друг друга, как желаем того себе от других, снисходить к немощам ближних, помогать им усердно и охотно. Любовь есть признак самый верный учеников Христовых, и членов Церкви Христовой. Без любви нет Церкви. Сию любовь насади в нас, Господи, да не мыслим зла! 

Церковь есть наилучший, небесный друг всякого искреннего христианина. Священник должен быть носителем и выразителем ее духа матерней любви к мирянам, почему и называется отцом, а их называет чадами. История Церкви-громкая свидетельница всей истины Божьей, всего Откровения. Церковь Божья-всемирный маяк, светящий всем плавающим в пучине житейской (апостолы, пророки, мученики, святители, преподобные). В Церкви выразился дух любви Божьей к людям, в пастырстве, в отчестве и в сыновстве (отцы духовные, чада духовные). Строго держатся надо этого пастырями пасомым: не мы, пастыри, пасем, - а Сам отец небесный через нас пасет, мы должны помнить отечество небесное, к которому должны стремится и к коему приводить верующих через церковное пастырство. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22.1.). 

Святая Церковь, понимаемая в смысле обществе всех святых переселившихся на небо, и всех православных христиан, подвизающихся на земле, имеет величайшую, неземную силу, могущую победить всякую злобу дьявола и человеков лукавых и злонамеренных, разрушить все козни их, только нам нужно всегда веровать в Господа, во всесильное ходатайство Божьей Матери и ходатайство всех святых, и главное, жить достойно своего великого звания. На этом основании святая Церковь часто в ектеньях великой, малых и просительной- обращай нас к ходатайству божьей Матери и всех святых, внушая предать себя, друг друга и весь живот к Христу Богу. 

Тоже внушает в молитвах на литии, стихирах, канонах. Церковь- это неодолимая всеми силами, ада крепость! Только будем держаться и призывать усердно Главу ее Господа, Начальницу мысленного назидания Пресвятую Богородицу, всех Ангелов и святых. В апостолах, мучениках, святителях, преподобных и всех святых имеем пример горячей любви, послушания и преданности Богу, и доказательство того, что если мы захотим, мы можем угодить Богу и спасти себя и других; мы видим в них обличие своего неверия, неразумия, лености, небрежения, холодности, и потому наиболее будем осуждены, если не покаемся. 

Кроме того, мы имеем во святых- помощников и молитвенников о себе перед Богом: будем же усердно призывать их. Братья, други! Любите Церковь: в Церкви- ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из преснотекущего источника Духа Святого, - ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо- Церковь! Слава Господу Церкви, изливающему на нее свои дары безмерном множестве. О, веруйте, веруйте, не словами только, но делами- во святую, соборную апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякой добродетелью. В Церкви все премудро, свято, благолепно, животворно; тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. Мы- христиане, и христиане православные: воспользуемся выгодами своего призвания и своего положения для себя и других. Святая Церковь Непорочная, со смыслом чистым, мать наша, совершенно близка к Богу имеет к Нему великое дерзновение, она может во всем умолить Его, всякая молитва ее исполняется Богом; молитесь же Ему искренно и часто вместе с нею, наипаче живите чисто- и все будет вам. Другие церкви уклонившись от истины ее, не могут иметь такого как наша Церковь, дерзновение перед Ним.
 
То вот так-то, ваше Боголюбие, и это страшное и самое страшнейшее искушение и можно и должно побеждать при помощи Божьей помня и неизменно в памяти всегда содержа слова Тайновидца, что «побеждаяй наследит вся и побеждающему дам сести на престоле Моем и претерпеваяй до конца спасется». 

И тот, кто забывает слова Давида: «храни незлобие и виждь правоту, яко есть остаток человеку мирну», - тот без труда препобеждает и самые страшные искушения; ибо молитва за обидящих нас изотворящих нам напасть делает нас подобными в сем Господу и врата Царствия Христова невозбранно отворяет нам. Так и приобретайте и сами Его и других тому научайте и всегда, более всего, рассуждайте: в Духе ли Божием вы или нет!» И если паче чаяния нет, то ищите Его паки, дондеже обрящется и препочиет на вас. Он снова в множайших мерах. Его неоскудеваемой и приснотекущей благодати Своей, и не зарывайте таланта вашего в землю, а отдавайте делателям винограда Христова, да воздаст Господь, пришедши судить живых и мертвых, и вам сугубо сторицею (по мере труда и делания вашего на путях заповедей Его) и умножая, да умножит таланты ваши в жизни паки бытия во царствии своем небесном.

НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА СВ.ПРОРОКА ИЛИИ В АГУДЗЕРАХ ИЕРЕЙ ДАЛМАТ ГОПИА 


Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2016