О заявлении иеродиакона Давида (Сарсания)
26 февраля на сайте так называемой «Священной митрополии Абхазии» появилось заявление «Второго заместителя председателя Совета СМА», иеродиакона Давида (Сарсания), в котором он призывает абхазский народ на Второе Церковно-Народное Собрание в монастыре святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
Прежде чем более подробно рассмотреть содержание заявления, обратим внимание на титул иеродиакона Давида – Второй заместитель. Звучит внушительно, если, конечно, не знать, что на сегодняшний день всё духовенство СМА, согласно отчету, вывешенному на официальном сайте СМА, насчитывает… три человека. Если учесть, что иеромонах Андрей (Ампар) устранился от участия в делах «митрополии», остается всего двое, один из которых – председатель, но тогда и заместитель у него должен быть только один. Впрочем, может быть, это проявление монашеского смирения, но тогда почему «Второй» написано с прописной буквы?
«Главной целью этого предстоящего Собрания» Второй заместитель называет «восстановление древней Церкви Абхазии». Вот как он это аргументирует: «Христианская паства нашей страны на сегодня больше чем у таких автокефальных Церквей, как Александрийской, Чешских земель и Словакии, однако же мы до сих пор не имеем ни статуса и своей иерархии, ни функционирующего церковного института». Сразу же возникает вопрос: о. Давид сознательно лжёт абхазскому народу или демонстрирует крайнюю степень невежества, сравнивая «СМА» с её шестью храмами, из которых три расположены в захваченном раскольниками монастыре, с Александрийским Патриархатом, где только в Кении более 300 приходов, а вообще в настоящее время Александрийская Церковь насчитывает 5 египетских и 19 африканских епархий в более чем 50 африканских государствах, и никто из этих епархий или государств не требует церковной автокефалии. Вряд ли о. Давид этого не знает, так как он получил достойное образование в духовных школах Русской Православной Церкви как студент от Грузинской Православной Церкви.
Далее он утверждает, что «христиане Абхазии желают быть в общении наравне с другими автокефальными православными Церквами, а не входить в состав какой-либо из них». И для подкрепления своей позиции снова использует ложь: «16 июня 2016 года на острове Крит должен состояться Святой и Великий Собор, на который соберутся представители всех четырнадцати православных Церквей. Обсуждение такого вопроса, как предоставление автокефалии новообразованным, или восстановленным Церквам, будет одним из главных на повестке Святого Собора». Похоже, о. Давид считает христиан Абхазии за косную необразованную массу, далекую от умения использовать современные инструменты для проверки информации: достаточно просто «погуглить», чтобы на официальных сайтах Константинопольского Патриархата или Русской Православной Церкви прочитать список тем повестки Собора и удостовериться, что вопросы предоставления автокефалии обсуждаться на Соборе не будут. Таким образом, заявленный смысл Церковно-народного собрания исчезает. Остается лишь неявная, но главная задача – дискредитировать духовенство Сухумо-Пицундской епархии, которых значительно больше и которые на самом деле являются плотью от плоти абхазского народа и разделяли с ним самые трагические и героические минуты недавней истории.
В чём можно согласиться с о. Давидом, так это в том, что «политические распри внутри страны выводят народ из равновесия и также влияют на ситуацию внутри Церкви», однако Второе Церковно-народное собрание не сможет решить проблему церковного единства в Абхазии, так как не обладает для этого необходимым статусом. По сути это будет «самочинное сборище» или «парасинагога», то есть параллельное церковное общество, не делающее ложных утверждений о вере, но отделившееся от законной церковной организации. По святителю Василию Великому, это такое разделение в Церкви, когда «какой-либо из непокорных епископов или пресвитеров, вместе с простым народом, собирают отдельные от Церкви молитвенные собрания, например, когда духовное лицо, запрещенное в священнослужении подлежащею духовною властью и не желающее подчиниться ей, соберет вокруг себя иных, отделится от церкви и начнет самочинно священнодействовать (о них см. правила Ап. 31; 4 Всел. 18; 6 Всел. 31 и др.)» (Епископ Никодим (Милаш). Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями). И это тоже не может не знать человек с высшим религиозным образованием, однако толкает народ к совершению антицерковных действий.
Стоит вдобавок вспомнить, что предыдущие сходы только ухудшали духовную ситуацию в республике, которая так нуждается в мире и спокойствии. И даже если приглашать на них людей, далёких от Церкви, атеистов или мусульман (как это было на предыдущем собрании), едва ли это поможет разрешить проблемы церковной жизни. Поэтому возникает закономерный вопрос: какую главную цель на самом деле преследует «Второй заместитель»? Цель, для достижения которой он использует ложь и манипуляцию, лишь бы привести как можно больше людей на «самочинное сборище»? Ведь из предыдущего опыта видно, что это приведет не к единству, чаемому большинством абхазов, но к дальнейшему разделению, положит вражду между людьми, снова взбаламутит только начавшую успокаиваться республику.