Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

ДУХОВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К АБХАЗСКОЙ ПАСТВЕ И ПРАВОСЛАВНОМУ НАРОДУ АБХАЗИИ.

Благословение Господне на вас того благодатью и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков. Мир всем!

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. (1Кор.1:10.)

Бог вложил в человека закон нравственный, который управляет им, как капитан корабля, или как наездник лошадью. Господь наш Иисус Христос избавил человеческий род от бед, которые постигли людей после того, как они ослушались своего Творца. А самое главное — люди перестали ощущать близость Божию, и потеряли возможность общаться. И в мир пришел Господь наш Иисус Христос. Наше спасение он устроил своей жизнью, своим учением, своим страданием, смертью, и своим воскресением. Все мы призваны наследовать спасение, так как человеку нельзя спастись без Бога. Весь окружающий нас мир, в его неописуемой красоте и совершенной гармонии, сотворен Всемогущим и Премудрым Богом.

Бог есть любовь. Бог сотворил нас по своей величайшей любви. Всегда быть рядом с Богом, стать для Него верным — это почти немыслимо, но именно такой замысел Бога в человеке. Бог абсолютно свободен в своих действиях. Бог бессмертный. Человека Бог наделил бессмертной душой. Более того — не только душа, но и тело человека призвано облечься в бессмертие.

Слово нравственность имеет один корень со словом нрав. Нрав — это нечто присущее духу человека. Нрав дает возможность различать добро и зло. Мы православные христиане имеем идеальный образец и совершеннейший пример нравственной жизни в лице Господа Иисуса Христа. Источник нравственного закона в самом Боге. Благой и всемогущей воле повинуются все Его творения. Нравственный закон един для всех людей на земле.

Слово совесть образовано от глагола ведать, то есть знать, и приставки со. Это означает, что в совести заложено некое знание, которым делится с нами Бог, и которое объединяет нас с Ним. Совесть жестоко наказывает такого человека, который живет безнравственно. Первые люди на земле были посланы Богом в прекрасное место, названное раем. В раю они имели полный достаток, осознавая себя Божиим творением. Относились к Богу как к отцу и лучшему другу. Такое райское состояние людей было подлинно счастливым или блаженным. Но это было лишь начальное блаженство. Сколько продолжалось блаженное пребывание людей в раю нам не известно, но мы знаем, что их счастливой жизни позавидовал злой дух — сатана, противник Бога. Он захотел погубить человека, оторвать его от Творца, лишить источника блаженства. Ему надо было посеять в людях сомнение в том, что высшее благо для человека — послушание воле Божией, следование его заповедям. Самое разрушительное для человека – никого не слушаться, Бога и Его нравоучения, самому решать, что хорошо, что плохо. Надо всего лишь нарушить заповедь Бога и попробовать запретный плод. Поверив обману злого духа, люди ослушались Бога, предали Его.

Слово грех переводится как промах или непопадание в цель, как уклонение человека от цели своего существования. Совсем не таким хотел бы видеть Творец Свое творение. Опасность греха состоит в том, что он вводит человека в заблуждение. Человек часто даже не замечает за этим коварство дьявола, по воле которого он поступает. Грех приводит к тому, что свою свободную волю человек подчиняет воле дьявола. Каждый знает, что очень непросто отказаться от своих желаний и делать так, как подсказывает совесть. Как же быть, если плохой поступок уже совершен, и человек подпал под власть дьявола, как вернуть божественную свободу? Для этого у человека есть возможность раскаяться в совершенном. Раскаявшийся человек мысленно возвращается к моменту своего плохого поступка и оплакивает свой грех. И в этой возможности проявляется безграничное милосердие и любовь Бога к человеку.

Человек, ставший на путь греха, отходит от Бога. Можно сказать, что он нравственно слепнет. Душа его смертельно заболевает, и болезнь эта может привести к потере возможности вечной блаженной жизни с Господом. Смерть тела отличается от смерти души, ибо тело после смерти души распадается, а когда душа умирает от греха — она распадается и лишается духовного света. Но выход есть. Возвращение к Богу через осознание своей вины и раскаяние в совершенном грехе. Свободное намерение человека отвергнуть грех и стремление проводить жизнь в согласии с Божией волей называется покаянием. Проявляя свою величайшую любовь, Бог ждет от согрешившего человека покаяния, дающего возможность примирения со своим Небесным Отцом.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит нам: «Бог ест Любовь». Поэтому он терпеливо ожидает даже величайших грешников. Ожидает не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы простить, принять в свой дом. Бог хочет, чтобы его милосердием и щедростью радовались и мы, его дети. Каждый православный христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним, и не считать себя достойными Божией любви более других. Для этого надо научиться смотреть на мир глазами Божественной правды. 

Не всякое доброе дело можно считать добродетелью, для этого оно должно совершаться добровольно, искренне, из любви к Богу и Его заповедям. Добродетель, совершаемая по корыстным мотивам, из желания не быть добрым, а лишь казаться таковым, будет лицемерно фарисейской, такую лжедобродетель обличает Сам Спаситель: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете». Божий закон, указывающий нам, что такое добро, и что такое зло, присущий нашей душе. Апостол Павел говорит, что без благодати мы даже не можем помыслить о чем-либо добром, и не знаем, о чем молиться, и как должно. А сами православные христиане называют плодами благодати. По словам свт. Иоанна Златоуста, добродетель возводит нас к той дивной первоначальной красоте, какой человек обладал, будучи создан по образу Божию и подобию. Высшее наше благо или добро заключается в Боге, следовательно, стремление к добру есть то же самое, что и стремление пребывать с Богом. Это достигается через исполнение воли Божией. Сам Господь наш Иисус Христос указывает: «Не всякий говорящий Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.» (Мф.) «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. От избытка сердца говорят уста его» (Лк.).

Подвиг земной жизни необходим для каждого православного христианина. В таком подвиге вырабатывается его нравственный облик. Подвиг — это путь постоянного стремления к нравственному совершенству. В нравственном облике Господа Иисуса Христа гармонично сочетаются различные добродетели, например, мы видим в Нем мужество и героизм, и вместе с тем мягкое, сердечное терпение. Даже в самые тяжелые минуты страдания Он сохраняет ясное сознание и самообладание. На кресте Он молится за своих распинателей, в эти же минуты он проявляет трогательную заботу о Своей матери. Любовь Господа Иисуса Христа к Небесному Отцу проявляется в безусловном послушании, в полной преданности и искренней молитве. Его последние слова на кресте – также молитва к Небесному Отцу: «Отче, в руки Твои предаю дух мой» (Лк.). Господь Наш Иисус Христос ради нашего спасения отдает свою жизнь. Об этом свидетельствует апостол Иоанн Богослов: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу свою». Господь Своей святой жизнью на земле показывает величие и силу Божественной любви к человеку. Любовь Божия к нам открылась нам в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь вечную через Него. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, а Он возлюбил нас и послал Сына Своего за грехи наши» (Ин.) Истинная любовь проявляется в готовности отказаться от чего-то ради другого. В верности Богу мы готовы претерпеть за него любые лишения. Мы кротко переносим обиды и оскорбления и прощаем, как прощал Господь Иисус Христос.

На этом пути нам не обойтись без участия Самого Спасителя. Он ясно говорит: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.»

Итак, невозможное человекам возможно Богу. Цель жизни православного человека – единение с Богом. Именно в молитве человек соединяется с Ним. Молитва неразрывно связана с любовью к Богу. Надо молиться Богу каждый день, утром, вечером. Ежедневно отводить определенное время для встречи с Богом. Какой должна быть молитва? Прежде всего молиться следует с верою. Господь Иисус говорит: «Все, чего не попросите в молитве с верою, получите» (Мф.) Апостол Иаков пишет о молящемся: «Но да просит с верою, не мало не сомневаясь, потому-то сомневающейся подобен морской волне ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа». Искренняя и живая молитва не может остаться не услышанной Богом, однако, всякое прошение православный христианин должен предавать воле Небесного Отца.

Общая молитва совершается в храме в собрании верующих людей. Такая молитва называется богослужением. Богоугодность общей молитвы подтверждают слова Самого Господа Иисуса Христа: «Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их» (Мф) Особенно величественное и спасительное богослужение для православных христиан – это Божественная Литургия. Именно в этом богослужении происходит величайшее чудо претворения хлеба и вина в Пречистое Тело и Кровь Господа Нашего Иисуса Христа. Именно здесь православные христиане соединяются с Господом, причащаясь, вкушая Его Тело во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Тогда поистине православный храм делается Небом. Это чудо называется Таинством Евхаристии, оно есть самое высшее выражение любви человека к Богу и любви Божией к человеку. «Ядущий Мою Плоть, и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем. Ядущий Меня жить будет Мною.» (Ин.). Поэтому приобщению Святых Христовых Таин предшествует таинство покаяния. Таинство покаяния совершается во время исповеди. Мы приносим прошения о прощении грехов в обычных молитвах. Но именно в таинстве покаяния прощение грехов бывает полным. Ведь в таинстве покаяния, как и во всяком таинстве Православной Церкви, действует особая благодать Святого Духа. Исповеди предшествует говение. Оно включает в себя усиленные молитвы, участие в богослужениях, милостыню, пост, воздержание от гнева и ссор, благочестивое поведение. Необходимым условием прощения грехов является искренне раскаяние, скорбь о своих грехах и твердое желание не грешить. Простить грехи может Господь Иисус Христос, на кресте искупивший нас от греха и смерти. Поэтому прощение невозможно без веры в Господа и любви к Нему. Плоды истинного покаяния – успокоение совести, изменение духовной настроенности и улучшение нравственной жизни. «Как дождь взращивает семя, так православная церковная служба укрепляет душу в добродетели» — говорит прп. Ефрем Сирин.

Православный христианин должен быть всегда готов жертвовать всем, даже если нужно — самой жизнью для блага Православной Церкви и Родины. В Православной Церкви должна присутствовать справедливость. Легко увидеть корень слова правда. Справедливость — требование правды и естественное требование нашей совести, поэтому источник справедливости — правда Божия. Правдивый человек говорит то, что согласно его мыслям и убеждениям. К правдивости нас призывает апостол Павел: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.» Правдивость следует сочетать с мудростью. Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними» (Мф.) Апостол Павел добавляет: «Неправедные Царства Божия не наследуют». Православная христианская справедливость — еще одно важное качество, благодарность и признательность к делающим нам добро. Деятельная любовь к ближнему не мыслима без любви к своему Отечеству. Она есть нравственный долг каждого православного христианина. Любовь к Отечеству зарождается и воспитывается в семье, как любовь к родителям, братьям, сестрам, родственникам, друзьям. Со вступлением человека в жизнь она распространяется на большой круг людей и на свой народ. Любовь к Отечеству должна быть милостивой, терпеливой, бескорыстной, правдивой, скромной, не превозносящейся. Любовь к Отечеству не должна превышать любви к Богу. У истинного патриота любовь к Родине и своему народу проявляется особенно сильно в пору всенародных испытаний и бедствий. Православный христианин — воин, защитник Родины и ее святынь, исполняет заповедь Христову: «Нет больше той любви, если человек положит душу свою за друзей своих» 

Председатель Церковного Совета АПЦ 
иерей Виссарион Аплиаа

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022