КАК АБХАЗСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ЧАСТЬЮ ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВИ
14 августа — начало успенского поста, грузинские военные формирования вошли в Абхазию. Я был в городе Сухум в соборе и видел, как начинались убийства жителей Сухума. Около собора также был убит человек абхазской национальности. Это была пятница. Меня очень сильно возмутило, что в начало успенского поста начались военные действия для покорения абхазского народа. В субботу и воскресение 15-16-го августа в кафедральном соборе кроме меня ни одного священнослужителя не было. Пришел хор кафедрального собора, и всенощное бдение служил я сам. В воскресенье после литургии я уехал в Гудауту. 18 августа собирался ехать на всенощное бдение, на праздник Преображения, в Сухумский собор. На гумистинском мосту меня остановили абхазские ополченцы и сказали: «Батюшка, мы тебе не советуем ехать в Сухум, там идут бои.» Город Сухум уже был под бомбежкой. Возвратившись в Гудауту, я принял решение позвонить в Тбилиси Патриарху Илии, так как не видел все эти дни ни одного священнослужителя в Сухумском кафедральном соборе. Остался я один, не знал, что делать. Звонил в Тбилиси с Гудауты, где находилось абхазское правительство в лице Владислава Ардзынба. Мне сказали позвонить завтра, 19-го августа. Я позвонил после службы и спросил у Святейшего: «Ваше Святейшество, в Сухуме идут бои, на службу не могу попасть. Что мне делать, священнику кафедрального собора?» Святейший ответил: «Пускай Ардзинба и Шеварднадзе решают». После этого разговора я перестал себя считать клириком Грузинской Церкви и поминать на службах Грузинского Патриарха. Вот коротко о том, как абхазская церковная жизнь перестала быть частью Грузинской Церкви, а также после заявления министра обороны Грузии генерала Каркарашвили, что Грузия готова убить 100 000 абхазов и не пожалеет 100 000 грузин. После этого какой вывод можно делать? Самое главное — я не получал ни письменно, ни устно от Грузинской Церкви никаких указаний. Этим подтверждается наша независимость от Грузинской Церкви. Как это возможно быть с убийцами, которые не жалеют грузинский народ и готовы убить абхазский народ? Невозможно быть в союзе с воинствующей Грузией с фашистским уклоном. И этим заканчивается наше каноническое подчинение Грузинской Церкви. После окончания войны сухумский кафедральный собор и все абхазские православные храмы остались вдовствующими, кроме храмов в Гагре, Лыхны и Гудауте.
Когда обратились ко мне: «Отец Виссарион надо возглавить церковную жизнь в Абхазии и поехать служить в Сухумский собор», — я ответил, что у меня нет опыта возглавить, и я предложил, чтобы возглавил отец Петр Самсонов. С этим делегация православных абхазов поехала в Лыхны. Когда мы предложили отцу Петру возглавить православную абхазскую жизнь и служить в соборе, он ответил: «Отец Виссарион, ты где служил?» Я сказал: «В Сухуме, в кафедральном соборе». «Иди и служи там, и возглавляй. Я капитан этого лыхненского корабля. Этот корабль я не брошу. Чтобы сухумский корабль не утонул, иди и управляй, если что не понятно, обращайся к отцу Павлу Харченко и ко мне», — ответил он. Так как мы остались втроем, они выбрали меня. Вот, вкратце, как я возглавил православную церковную жизнь в Абхазии.
Как Андрей Ампар и Дорофей Дбар появились в Абхазской Православной Церкви.
Перед войной оба обратились ко мне, чтобы я их покрестил. Я их покрестил, но не воцерковил. Это моя вина. Видя, что они все время вместе, позже я обратился к ним с предложением поступить в Московскую Духовную семинарию. Ответа от них не было. В первые дни войны они пришли вместе и изъявили желание поступить в духовную семинарию. Я был очень рад, что они согласились. Так как шла война, я обратился к командующему абхазской Армией Сергею Дбар. Он ответил мне, что родина в опасности, и ее нужно защищать. И тогда я обратился к верховнокомандующему Владиславу Григорьевичу Ардзынба. Он одобрил их освобождение от армии для поступления в духовную семинарию, и добавил: «После победы, отец Виссарион, они будут твоими помощниками». К великому сожалению, из них помощники не получились. Они решили управлять церковной ситуацией в Абхазии. И началось их противостояние церковному правилу без согласования, духовно выражаясь, без благословения принимать решения, делать какие-то собрания, на что они не имели никаких канонических прав. Находясь на учебе в семинарии, они уже заявляли, что они приедут в Абхазию и наведут порядок: «Отец Виссарион там пьянствует с генералами». Это, как выяснилось, с уст духовника Святейшего Патриарха Алексия Кирилла (Павлова). Уже по окончании семинарии приехали они в Абхазию, и вопрос встал о их рукоположении. К этому времени святейший Патриарх Алексий благословил священников для Абхазии. Это произошло в Краснодаре в 1994 году при посещении Краснодарской епархии. Когда Святейший принял это решение, там присутствовал владыка Исидор, владыка Гедеон, владыка Сергий и владыка Филарет. Из светских людей — президент Адыгеи Аслан Джаримов и Константин Затулин. Первый, кто был рукоположен — отец Игнатий Киут для помощи мне. После этого решения я смело приезжал в Майкоп, и все нужды духовные согласовывал с владыкой Филаретом и получал благословение. Добавлю, что Герман Маршания и Давид Сарсания уехали на учебу без всякого благословения. Как выяснилось, они убежали от войны, не захотели защищать родину. Сегодня они стоят рядом с изверженным из священного сана монахом Дорофеем Дбар, и этим себя подвергают также извержению. Согласно церковному 11-му апостольскому правилу: «Если кто-нибудь, будучи клириком, помолится вместе с изверженным клириком, да будет и сам извержен». Так начался и продолжается разлад православной жизни в Абхазии. За все время нахождения их в Абхазии они совершали и совершают действия, не согласующиеся с Православием. Утверждая, что нет Абхазской Церкви, а есть только Грузинская Церковь, они привели к расколу православного церковного народа Абхазии.
На территории Абхазии не было и быть не может Грузинской Церковной власти. Абхазский православный народ не был под рукой Грузии и быть не может, что подтверждается решением Всероссийского Собора 1917-1918 гг. о неправомочности Грузинского католикоса на православную Абхазию и Осетию. И сегодня, когда мы видим заявление Давида Сарсания и иже с ним от том, что Абхазия должна быть в составе Грузинской Церкви, и что в Абхазии должен быть институт Грузинской Церкви, кто с ним согласен – это предательское согласие. Также отмечу, что сегодня ни один грузинский иерарх, в лице патриарха Илии и священников, такое не заявлял, зная, как они покидали Абхазию. На протяжении 30 лет не было никакого духовного окормления — ни письменно, ни устно, что дает нам право считать себя независимыми от Грузинской Церкви. Вопрос абхазского православного церковного статуса решен после ухода грузинского священства с территории Абхазии. Во Вселенской Православной церковной жизни, если подобное случается между этносами, то существует право обратится к соседней поместной церкви, что и было нами сделано. И Патриарх Московский оказал нам православную духовную каноническую помощь. Когда мы слышим от клирика Грузинской Церкви, предателя, абхаза Давида Сарсания, что нет абхазского епископа, напомним ответ Святейшего патриарха Кирилла: «Как нет абхазского епископа, я абхазский епископ, а батюшка Виссарион мой помощник в Абхазии». И, самое главное, в Абхазии совершаются все богослужения и требы православными абхазскими священнослужителями. Из семи таинств священники совершают шесть, кроме одного – рукоположения. Седьмое таинство у нас в Абхазии присутствует благодаря решительности почившего Патриарха Алексия и ныне здравствующего патриарха Кирилла.
В заключение хотим вам напомнить — все, что было сказано выше, имеет каноническую силу.
Все, что произошло в течении последних десятилетий, связано с непослушанием Дорофея Дбар и Андрея Ампар, и к ним примкнувшего Давида Сарсания. Было время, когда Давид Сарсания, еще будучи студентом в Московской семинарии, препятствовал защите диссертации Дорофея Дбар. Тогда мать Дорофея Дбар обратилась ко мне с проблемой, что в Москве защите ее сына мешает Давид Сарсания, который уже тогда говорил, что никакой истории Абхазской Церкви нет, а есть только Грузинская Церковь. Если Дорофей это забыл, то хочу напомнить ему это. Все, что произошло в Абхазской Церкви, произошло по нежеланию всех перечисленных выше быть в православном каноническом поле. Все свои действия на протяжении 25-ти лет они не согласовывали с Абхазской Церковью, моего благословения не было. Самым важным хотим выделить, что Дорофей и Андрей, после окончания семинарии и рукоположения, действовали не по благословению, а сами от себя. Архиерей, рукоположивший их, хотел уберечь их не совершать ничего без согласования с ним. Их многократно предупреждал архиерей не делать никаких собраний, и не обострять и без того сложную церковную ситуацию в Абхазии, но они не разу не прислушались. За что сначала они были запрещены, а впоследствии извержены из сана. По отношению к ним в течении 20 лет было проявлено великое снисхождение, но они им пренебрегли.
Председатель Церковного Совета АПЦ
иерей Виссарион Аплиаа