Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Собор святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21  ноября, четверг, Неделя  21–ая  по Пятидесятнице.
Сегодня в   Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум  была совершена праздничная Божественная литургия. Ее совершил клирик собора игумен Афансий (Ковальчук).  

Сегодня Святая Церковь празднует Собор святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.  Божественное откровение нам возвещает о сотворении неба и земли.  Сначала сотворил Бог небо и землю (Быт.,  1,1). Под небом учение Святой Церкви подразумевает мир Ангелов, которые были сотворены прежде сотворения человека.    

Святые ангелы предстоят престолу Господа, Царя Славы и исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают ему песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6,3). Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов.

Святой Архистратиг Божий Михаил, возстал против него и, по повелению Божию,  низверг его с неба, а небесные силы  отступили от противника Божия и прекратили с ним всякое общение.  (Апок. 12, 7-10). После грехопадения человека, которое повлекло за собой изгнание прародителей их рая, у Райских врат был поставлен Ангел Божий, не пускавший их обратно, но в тоже время наставлял их  в новой неведомой для них жизни. Человек, даже преступив заповедь Господа, не был Им оставлен, и до сего дня. Так на протяжении всей истории человечества Ангелы посылаются Богом в служении для хотящих наследовать спасение. Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1,14). Священное Писание свидетельствует нам о том, что святые небожители, т.е. Ангелы, как други наши, принимают в нашей жизни самое искреннее участие. Они радуются о каждом грешнике кающемся, и следственно скорбят о нераскаянном (Лк., 15,16), они внемлют нашим молитвам, которые возносят их к престолу Божию, и усиливают их своим ходатайством (Апок., 8, 3-4). В молитве Господней «Отче наш»,  Господь указывает, послушание Ангелов воле Божией, и говорит о том, что христиане должны любить Бога  и служить Ему, так как Ангелы  Божии  «яко на Небеси и на земли».  (Мф., 6,9). Ангелы хранят нас во всех жизненных путях,  и в нужном случае оказывают  нам помощь (Пс., 90,11). Изчислить все благодатные действия их, о коих говорит нам Священное Писание не достанет нам ни времени, ни сил; поэтому следует для примера указать только некоторые. Агарь – раба Саррина, удаленная из дома Авраамова вместе с малолетним сыном ее Измаилом, заблудилась в пустыне  и им угрожала неминуемая смерть. И тогда к ней явился Ангел Божий, сказал «Не бойся, ибо услышал Бог глас плача отрока твоего». Тогда же отверз Господь ее духовные очи, и она увидела ключ живой воды.  (Быт., 14,19) . По осуждении городов  Содома и Гомморы,  Ангелы Божии явились для спасения праведного Лота и его дочерей. (Быт., 19. 11, 12-16).  В Священном  Писании есть целая книга, в которой описывается, как Архангел Рафаил в виде человека сопутствовал Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его отцу Товиту, и потом вознесся на небо. Весьма поучительны слова сказанные Архангелом Рафаилов при разлучении с семейством Товита: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою, милостыня от смерти избавляет и та очищает всякий грех; не утаилась от меня благотворительность твоя, но я был с тобою» (Тов., 12. 8,9,13).  Царь Ирод  помышляет погубить Богомладенца Иисуса, и праведному Иосифу опять является Ангел с повелением бежать с отроком и Его матерью в Египет. Также Царь Ирод желая угодить иудеям, заключил в темницу Апостола Петра и показал строго стеречь его, дабы потом торжественно судить и вероятно умертвить его, как убил Якова, брата Иоаннова. В темнице Ангел Господень пробудил Петра и повелел ему идти за собою, тогда цепи упали с рук апостола и он, последуя Ангелу, безопасно миновал двойную стражу и благополучно вышел за врата темницы, которые сами собою отворились. Так Господь чудесно спас апостола через своего Ангела.   И до сего дня мы имеем множество свидетельств участия святых Ангелов в судьбах человеческих, и эти же Ангелы примут участие и в последнем Страшном суде Божием, где Господь будет судить живых и мертвых.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. И по сему Святая Церковь в этот день собирает всех верных, то есть православных христиа,  дабы почтить Святых Сил бесплотных во главе с Архангелом Михаилом, и молитвенно испросить их предстательства  об ограждении христиан «кровом крил невещественныя вашея славы». Поэтому этот день именуют Собором Архистратига Божия Михаила, где мы воспоминаем Собор Архангелов, Ангелов и прочих Небесных Сил бесплотных, и подражая им собираемся на  соборную (совместную) молитву.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - "кто как Бог") - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20);  Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. Обязанность сего Архангела с ликом Ангелов ему вверенных есть поощрять наградою благт вечных и защищать именем Святой Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.
Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".
Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил - в деснице  (правой руке) держит золотой венец, в шуйце ( левой руке) - бич из трех красных (или черных) вервий (веревок).
Варахиил - на его одежде множество розовых цветов, означающие различные благословения Божии.
Иеремиил - держит в руке весы.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 4
Небесных воинств Архистратизи,/ молим вас присно мы, недостойнии,/ да вашими молитвами оградите нас/ кровом крил невещественныя вашея славы,/ сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:/ от бед избавите ны,// яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
глас 2
Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы и человеков наставницы,/ полезное нам просите и велию милость,// яко Безплотных Архистратизи.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022